Настоящая роскошь заключается в самостоятельном сопротивлении потребительскому давлению.
Александр фон Шенбург
Каждый из нас является потребителем, потому что мы все что-нибудь потребляем в своей жизни, нам всем что-то нужно. Но потребление потреблению рознь. Кто-то потребляет разумно, а кто-то безмерно, кто-то только то приобретает, в чем на самом деле нуждается, а кто-то хапает все, что только может, если есть такая возможность. В потреблении человек эволюционирует также, как он это делает в любом другом виде деятельности, и если он активно развивается, то эта эволюция проходит быстро и человек может прийти к определенному просветлению, к великой мудрости, которая поможет ему познать смысл бытия, смысл жизненного пути. Если же развития не будет или оно будет слишком медленным, то человек так и проживет жизнь на уровне животного: поел, поспал, испражнился, совокупился, потом состарился и умер. Вот по тому, как человек потребляет в процессе жизни и что он потребляет, можно понять, на каком уровне развития он находится.
Существует несколько уровней развития потребления и, соответственно, потребителя. Рассмотрим их по порядку.
Первый уровень потребления
Первый уровень потребления – это самый простой, самый примитивный уровень, на котором находится большинство людей. Будем считать его базовым уровнем потребления. Человек на этом уровне стремится покупать все самое лучшее, самое дорогое, насколько его возможности позволяют ему это делать. Его расходы часто превышают доходы, потребности бегут впереди возможностей, он хочет всегда того, чего у него нет. По цене он судит о качестве и полезности товара, руководствуясь простейшей логикой: чем дороже, тем лучше. Уровень развития таких людей, как я считаю, чуть выше уровня развития таракана. Это простейший вид потребителей. Все эти понтовые бренды, все эти потребительские кредиты, идиотская реклама, все это делается для них. Они не думают, прежде чем что-то купить, они просто реагируют на внешний раздражитель и покупают. А только потом уже думают, что они купили и нужно ли им это.
Люди на таком уровне всегда тянутся к дорогому товару, чтобы выглядеть круче. Поскольку внутренне они пусты, то только внешняя атрибутика позволяет им как-то собой гордиться, как-то себя показывать другим. Они и других людей встречают и провожают по одежке, и сами себя так преподносят. Большего они понять не могут. Им не конфетка нужна, а красивый фантик.
Как-то на одном форуме я почитал о том, зачем людям покупать дорогие брендовые товары, переплачивая за них деньги. Как там написал один умник: дело, говорит, не в самом товаре, не в его качестве, не в том, что его можно заменить другим товаром, более дешевым, дело в принадлежности этого товара к определенной социальной группе. Ну, например, если вы яблочную продукцию используете, то вы типа принадлежите к такому типу людей, как всякие там Дуровы, в общем к элитарной группе. Помните картинку, где этот человек сидит за ноутбуком от этой фирмы? Вот, если вы хотите быть одним из таких людей, то тоже должны иметь подобную технику. Такая вот логика. Здесь людям ложный посыл дается, что якобы, начав пользоваться эппловской продукций, они станут принадлежать к некой элите, типа Дурова.
Но это, как вы понимаете, полнейший бред. Потому что Дуров стал тем, кто он есть, отнюдь не потому, что эпплом пользовался и пользуется, а потому, что сначала спер у забугорного чувака идею создания соцсети, по сути скопировал его проект на свой лад, затем привлек человека, который написал нужный код, вроде это был его брат, потом распиарил свою сеть, ну и заодно о себе мем запустил, что типа он гений. Гениального тут нет ничего, есть только хороший бизнес-расчет и умение использовать ресурсы других людей, ну и понимание психологии хорошее, что позволило протолкнуть это творение в массы. Это все круто, но не гениально, ибо гении создают что-то новое, а не копируют чужое. Вот, если вы хотите стать таким, как Дуров, то так же должна работать ваша голова, а не техника должна у вас быть такая же, как у него. Вот путь к успеху. А без мозгов, вы никогда не станете частью элиты. Такие как Дуров, за деньги фоткаются с техникой определенной марки, чтобы пустить этим людям на первом базовом уровне развития пыль в глаза. Дескать, подражайте мне и будете в числе таких же, как я. Нет, не будете. Вы просто поможете стать богатыми тем, кто вам эти игрушки продает. А сам, как были никем, таким такими и останетесь. Без развития, без хитрости, без предпринимательской жизни, без умения наводить связи, не быть вам никакой элитой, что бы вы там не покупали.
Второй уровень потребления
Следующий уровень развития потребителя – это умение экономить на покупках. Вот если выше речь шла о людях, которые тупо тратят все деньги, какие только могут потратить, стремясь купить все самое дорогое и якобы лучшее, то на этом уровне человек уже начинает сомневаться в том, что все самое дорогое – это самое лучшее. Посвященные, то есть те, кто, например, работают в какой-то отрасли, неважно какой именно, и видит, как на один и тот же товар разные цены устанавливаются, как по разным пачкам распихивается одна и та же продукция, чтобы по разной цене продаваться, уже как-то отходят от этого идиотизма, что все хорошее непременно должно быть дорогим и пытаются как-то сэкономить свои деньги в магазине. Таких людей тоже много.
Конечно, если человек внутри пуст, если он чувствует себя ущербным, он будет стараться компенсировать свою ущербность и неполноценность покупкой дорогих товаров, даже если понимает, что они не стоят того, чтобы за них платить. То есть, недостаточно просто понимать, что ты можешь купить то же самое, но подешевле, этого мало, чтобы так поступать, надо еще и психику нормальную иметь, чтобы не чувствовать себя ущербным из-за желания сэкономить. Некоторые люди тянутся к дорогому, чтобы таким образом компенсировать свою собственную дешевизну. Они, как люди, дешевы, потому что не умные совсем, они не понимают, в чем еще может заключаться их ценность, как личности. А они хотят выглядеть дороже, ценнее, круче, поэтому и тянутся к дорогим вещам.
Таких людей часто можно встретить среди чиновников-воров, которые грабят население, чтобы покупать дорогую одежду, стометровые яхты, красивые машины и прочий хлам, чисто ради понтов, а не по необходимости. Свою внутреннюю пустоту и ущербность они компенсируют дорогими вещами, хотя прекрасно могут понимать, что можно и попроще жить, не без вреда для себя. Просто их должность подразумевает выслуживание перед вышестоящими, а это травмирует психику человека, поэтому ему и нужна такая компенсация. В общем, на этом, втором уровне потребления, люди стремятся экономить, если они не совсем уж ущербные и пустые внутри. Они уже сравнивают цены, ищут товар в других местах подешевле, они думают, анализируют, чтобы выгадать. А не бросаются на все подряд, как сороки на блестящее, пока есть деньги.
Третий уровень потребления
Следующий уровень развития потребления делает человека уже однозначно экономным, ну или лучше сказать расчетливым. На этом уровне он не комплексует из-за того, что пользуется недорогим товаром, который охотно приобретает, разумеется, не в ущерб его качеству, если оно ему вообще необходимо. Он сознательно и настойчиво ищет дешевый товар, чтобы просто тупо не переплачивать. Он охотится за всякими там скидками, акциями, распродажами, черными пятницами, чтобы купить что-то подешевле. Человек на этом уровне необязательно не может себе позволить что-то дорогое, просто он не видит смысла в том, чтобы за что-то переплачивать. Зачем платить больше, если можно купить дешевле? Ну зачем? Если только время сэкономить. А так, ну совершенно незачем.
Среди предпринимателей, настоящих предпринимателей, а не каких-нибудь колхозников, таких расчетливых людей много. Они многое знают о ценообразовании, прекрасно понимают, какова реальная цена того или иного товара и каковы аппетиты человека, который его продает, потому что сами этим занимаются, они знают, как рисуются цены. Они не хотят платить лишних денег. Этот уровень посвящения уже не просто позволяет понять важность экономии, грамотной экономии, не в ущерб качеству и функционалу приобретаемого товара, но и часто делает человека фанатиком этого дела. Ему уже совсем не хочется переплачивать за воздух, за всякие там понты, бренды и прочую хрень, лишь бы выглядеть круто. Мода и прочая ерунда его не сильно беспокоят. Он гонится за ценой, а не за воображаемыми ценностями.
Четвертый уровень потребления
Далее идет такой уровень развития потребления, когда человек ищет разные варианты удовлетворения своих потребностей, таким образом, чтобы покупать что-то на очень выгодных условиях. Например, он может искать товары б/у, а не обязательно новые, если в новых нет смысла. Он может покупать что-то оптом, чтобы вышло дешевле. Он может искать аналоги чему-то, например, лекарствам, которые также будут дешевле, ну и так далее. В общем, такой человек мыслит предельно гибко. Он всякие варианты рассматривает, которые помогут ему удовлетворить свои потребности и решить какие-то свои проблемы.
Кредитами он практически не пользуется, потребительскими-то уж точно, они ему вообще не нужны, потому что он умеет планировать свои покупки, а не покупает спонтанно. Некоторые из этих людей даже одеваются в секонд-хендах, не видя в этом никаких проблем для себя. Купил дешевую и качественную вещь, постирал ее и пожалуйста, носи. В магазине новая такая же будет стоить в десять раз дороже. Зачем переплачивать? Ну разве что только тогда, когда денег куры не клюют. А если человек их считает, он не станет переплачивать, в этом не никакого смысла абсолютно. Таким образом, люди на этом уровне потребления высвобождают достаточно средств, которые могут пустить на более важные цели, вместо покупки какой-нибудь ерунды. Они могут лучше питаться, не жалея денег на свое здоровье, они тратят деньги на свое обучение или на обучение своих детей, ибо это всегда окупается, на лечение могут хорошее потратиться, если оно необходимо, на качественный отдых, при котором они просто не будут перерабатывать, чтобы не перегружать свой организм.
Такой подход к жизни позволяет им и потребности свои удовлетворять и иметь возможность для роста, развития. Они лучше купят вещь подешевле, чтобы высвободить деньги и время, которые потратят на развитие себя, чем будут сгорать на работе, чтобы потом пользоваться дорогим и ненужными вещами. Тут можно привести в пример главного героя сериала “Коломбо”, который довольно скромный образ жизни вел, но при этом был достаточно умным и понимал, что смысла за что-то переплачивать просто нет. А какие-то свои потребности можно удовлетворять вполне себе скромными способами. Такие люди понимают, что все это детские игры, когда потребляешь ради потребления.
Пятый уровень потребления
Следующий уровень развития потребления делает человека еще менее активным в плане покупок. Он уже выходит на такой уровень посвящения и развития, когда понимает, что некоторые свои потребности можно удовлетворять, вообще не тратя денег. Что-то можно одолжить у людей, чтобы не покупать это, что-то можно принять в дар, что-то попросить, и ты получишь вещь бесплатно, либо навсегда, либо на время, которая позволит тебе удовлетворить свои потребности. Вот как Ошо писал, что ему вещи не нужны в собственность, он не хочет ими владеть, ему нужно просто временно удовлетворить свои потребности с их помощью, а потом он их вернет владельцу. О может попросить чайник на время, чтобы вскипятить воду, попить чаю и затем вернуть его, он не хочет обладать этой вещью, она нужна ему на время. На этом уровне потребления человек обуздывает свою природу, он берет под контроль свое желание чем-то обладать, он упрощает свою жизнь, выходит за грань своего животного начала и становится более осознанным. Вещи больше не владеют им, потому что он не желает владеть ими. Он становится свободным от своего инстинктивного поведения. Это ведет его к гармонии и умиротворению, он становится хозяином своей жизни. Его уже не поманишь конфеткой, не подвесишь ему морковку перед носом, чтобы он как зомби шел за ней. У такого человека появляется сила воли, с помощью которой он может контролировать свое поведение.
Шестой уровень потребления
И последний, самый высокий уровень развития потребления, это этакий диагеновский уровень, когда человек понимает, что ему вообще многое в этой жизни не нужно и он без многих вещей может прекрасно обойтись. Человек имеет минимум того, что ему необходимо, а всю энергию вкладывает в собственное развитие, либо просто наслаждается жизнью такой, какая она есть, без роскоши и всяких ненужных вещей. Это как уметь быть счастливым только от того, что светит солнце, а не потому, что у тебя в собственности дворцы и яхты.
„На вопрос Александра Македонского: «Чего бы ты от меня хотел?» Диоген ответил: «Посторонись и не загораживай мне солнце!»“
Если такими станут все или многие, современной экономике придет конец. Она рассчитана на детей, которые все время что-то хотят и покупают, покупают, покупают, все эти идиотские игрушки, типа смартфонов, машинок, мебели, дорогой одежды и так далее. А зрелый умом человек просто не будет этого делать практически вообще. Ему ничего не нужно, потому что он умеет наслаждаться жизнью без барахла. Он не будет потреблять, во всяком случае так много. И система потребления тогда накроется. Но, на наше счастье, до такого уровня развития потребления большинство потребителей никогда не дорастут. Они так и останутся на уровне детей, которым нужны игрушки, вещи, понты. Поэтому можно не переживать за стабильность в нашем обществе. Люди будут играть в потребление, потому что ничего большего понять не способны. Это игра для толпы.
От такого сумасшествия в потреблении люди становятся безумными. Например, обретая власть, они начинают грабить население до тех пор, пока тому уже станет невмоготу. Вводятся все новые и новые налоги, потому что аппетиты паразита растут непомерно. Налог на всё, а в идеале – налог на налог, это как вечный двигатель, постоянная выкачка денег из населения, ради своего безмерного потребления. Они, паразиты, никогда не остановятся, ибо паразит не способен осознать, что его неуемный аппетит приведёт к смерти носителя и последующей смерти его самого. Поэтому он будет грызть сук, на котором сидит, пока его кто-то не остановит. Вот когда вы это наблюдаете, знайте, речь идет о животном, находящемся на самом низком уровне развития потребления. Сегодня им корыто новое подавай, а потом они владыками морскими захотят стать. И никакой разум их не остановит.
Потребитель-паразит – это уничтожитель всего и вся. Если в обществе таких людей будет много и они не будут эволюционировать, переходя на новые уровни восприятия жизни, на которых уже нет необходимости пожирать все, что только можно, удовлетворяя таким образом свои непомерные аппетиты, то мы просто обглодаем всю планету и превратим ее в пустыню, в которой невозможно будет жить. Так что совершенно очевидно, что потребление должно быть разумным, для этого потребитель должен эволюционировать, чтобы становилось больше людей, которым не надо слишком много всего, которым будет достаточно необходимого.