Велик ты, господи, и чудны дела твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса твои.
Владимир Мономах
Знаешь, читатель, я тут обнаружил, что я тупой человек, который не может понять определенных вещей, которые понять очень хочется, учитывая их значение. Тупость отдельно взятого человека является следствием его неспособности и нежелания думать, а тупость, свойственная определенной группе людей, является следствием нескольких поколений обратной селекции в обществе или в конкретной прослойке социальной пирамиды. И я, видимо, нахожусь в одной из таких прослоек, поскольку ни я один не понимаю важных вещей. Хотя я ранее был о себе чуть более высокого мнения. Сейчас объясню, в чем вся соль.
Давай представим себе ситуацию, что я решил откладывать деньги на черный день. Заначку, короче, решил себе создать. Ну, знаешь, это вообще-то умно делать, особенно, когда есть с чего откладывать. Думать о завтрашнем дне, а не жить одним днем – это зрелый подход к жизни. Причем обычно стараются откладывать так, чтобы, ну как-то безопасно это было, чтобы денежки не сперли или они не обесценились, не потерялись. Короче, гарантии нужны. Ну и допустим, я решил эту свою заначку хранить не у себя дома, а у соседа. Как, зачем, почему? Не спрашивай. Я считаю, что так лучше. Я, конечно, могу и у себя хранить, но почему-то я себе не доверяю. Бывает так, что рука сама тянется к накопленным деньгам, чтобы их потратить – это признак инфантилизма. Поэтому, лучше отдать деньги тому, кто посерьезнее, повзрослее. Еще я могу эти деньги во что-то вкладывать, но это тоже не вариант, гарантий от вложений нет, вложения не сразу отбиваются, риски определенные есть, в общем, не все так просто с ними. А тут все-таки самый вроде как ликвидный товар – деньги. Пусть они в таком виде и хранятся. Ну а сосед мне видится человеком надежным. Я, правда, ругаюсь с ним время от времени, но деньги ему все равно доверяю. И вот я храню у него свои деньги и иногда даже излишки подкидываю, чтобы их там побольше было. А если понадобятся, то возьму.
Но вот в один прекрасный момент у меня возникли разногласия с другим соседом, и я решил его отмудохать. Ну чтобы знал свое место. И при этом я знаю, потому что такое уже было, что тот сосед, у которого я храню деньги, заступится за соседа, которого я хочу отмудохать. Ну, по крайней мере, он будет очень этим недоволен и сделает мне какую-нибудь подлянку в отместку. Такое уже было. И не понимать этого, я не могу. Ведь тот, отмудоханный сосед ему пожалуется и попросит у него защиты. Значит, это надо учесть. Теперь скажи мне, дорогой читатель, умный читатель, разумно ли мне будет свою заначку у этого соседа забрать, разумеется, перед тем, как я начну мудохать другого соседа? А не оставлять ее у него, чтобы не рисковать ею? Ну, наверное, разумно. Ибо хрен его знает, не вернет мне еще мои деньги за то, что я побил его друга. Лучше все-таки деньги забрать, согласись.
Но я этого не делаю. Понимаешь меня? Не делаю. Несмотря на то, что этот сосед, у которого я деньги храню, ранее меня уже в чем-то ограничивал, когда мы с ним ругались, я в этот раз не забираю у него свои деньги, не хитростью, никак вообще не вытягиваю их из него. И при этом иду мудохать другого соседа. Этот сосед ожидаемо выражает свое недовольство моим поведением и говорит мне, что не отдаст мне мои деньги, потому что я такой вот мерзавец, бью других. Кто прав, кто виноват, ну тут ты сам знает, правд всегда много. А денежки-то тю-тю. А они мне становятся очень нужны из-за такого конфликта. Мое сотрудничество с людьми нарушилось, надо поддерживать штаны, короче бабки мне мои нужны. А бабки не отдают. Какова черта? Нет, я не о том, что их не отдают, а о том, каково черта я их не забрал. Вот где трындец-то.
У тебя возникает вопрос, почему, как, зачем я так поступил? Хочешь понять ход моего ума? И я хочу. Почему я не подумал о таких последствиях или, может быть, подумал, но не так, или у меня какой-то хитрый план есть на случай такого расклада? Может этот сосед тоже у меня что-то хранит, и я позволяю ему не вернуть мне деньги, чтобы в ответ и ему что-то не вернуть и это будет выглядеть справедливо, может такое быть? Но даже при таком раскладе, забрать свои бабки перед очевидной ссорой, было бы все-таки лучше, чем оставить их, не находишь? Или по каким-то причинам они должны остаться у соседа, чтобы потом кто-то их получил? Ты можешь понять причину моего поступка? Если это не тупость и недальновидность, то что?
Так что, не исключено, что это не лыжи не едут, а у меня с головой что-то не так? Нет, ну, конечно, если я тебя до этого миллион раз убеждал в своих феноменальных умственных способностях, то вряд ли ты такое можешь допустить. Ну как я, такой умный, там всех уделал, тут всех переиграл, еще где-то кого-то раком поставил, могу вот так проморгать свое бабло, свой, можно сказать, стратегический запас. Ну не может же такого быть. Вот и лезут в голову всякие конспирологические версии, всякие сложные схемы, объясняющие данный поступок. Хотя на самом деле все может быть жуть как просто.
Иногда мы сильно преувеличиваем способности человека, который, судя по его поведению с тех пор, как вылез из пещеры, ни хрена не поумнел. Нет, я знаю, что есть какой-то там индекс оценки коэффициента интеллекта, кто помнит, подскажите, как он называется, я забыл, который доказывает, что каждое последующее поколение чуть умнее предыдущего. Правда, сейчас такое развитие поколений вроде как остановилось, новая молодежь не показывает по этому показателю свое превосходство над предками. Но даже если бы и показывало, я думаю, все это не более, чем условная оценка умственных способностей людей, не более, чем умение решать какие-то там задачки для оценки интеллекта, как с тем же IQ. А люди, как тупили, так и тупят, порой дико, и никакой IQ и прочие показатели их не оправдывают. Как совершали они известные ошибки, с тех пор, как с деревьев слезли и из пещер повылазили, так и совершают. Поэтому так и получается, что ни хрена не получается.
Возможно, есть у меня какой-то хитрющий план, о котором никто не знает, может даже, и я сам. Вот может из-за него я так свое бабло отдал соседу. Но пока мои хреновые дела указывают на то, что мне надо на что-то питаться, на что-то кормить семью, по счетам платить, которые у меня немаленькие, потому что дом большой, много для чего нужны средства. Но их нет, они у соседа. Кубышка у него моя. И он их, зараза, не отдает. Вот такая у меня получилась ситуация. И я, как тупой человек, не могу понять причину своих собственных решений, приведших меня к ней. Остается только плечами пожимать. Ну так вот оно, да, получилось.
Так что, опять-таки, не ясно, то ли лыжи не едут, то ли… Наверное, есть в таком решении – принятом/не принятом, какой-то смысл, который надо постичь. А вот ума для этого мне не хватает. Может кто-то из вас объяснит мне мое поведение, его причину? Как же я так мог поступить-то, а? С моим-то «гениальным» умом, с моей-то стратегической хваткой. Ох, воистину, чудны дела твои, Господи!