Качество бизнес-системы

Решение проблемы состоит в нахождении человека, который решит ее за тебя.
Закон Херпена

Если вдруг ты думаешь, что бизнесы создают только умные, грамотные, образованные, деловые, волевые, серьезные, ответственные люди, ну, если вдруг ты так думаешь, то ты невероятно ошибаешься. Если у тебя образ бизнесмена, бизнесвумен связан с таким, хорошо одетым человеком, в пиджаке, да еще и с удавкой на шее, то бишь, с галстуком, с хорошо подстриженным куполом, с умной мордой, а то и в очках, то, то же самое, ты ошибаешься. Бизнес может создать самый последний колхозник с тремя классами образования, который двух слов связать толком не может и на людях яйца чешет, и выглядеть он может, как последний бомжара. И при этом у него может все очень даже неплохо получиться, даже отлично, но не всегда без посторонней помощи. А ты, такой весь умный, образованный, со своими сраными дипломами, можешь быть среди тех, кто горбатится на другого дядю, за куда меньше деньги. И даже, допустим, какой-нибудь абрек получает со своей шаурмичной палатки в два-три раза больше и нервы у него крепче, потому что его не дрочат начальники. А все потому, что он не ссыт заниматься бизнесом, а ты ссышь.

Но не об этом речь. Бизнес, конечно, любит шевелящихся людей. Но не все так просто. Шевелиться порой надо с умом. Потому что некоторые бизнес-системы функционируют и функционируют хорошо, не столько за счет своих основателей, владельцев, коими являются акционеры и не за счет жуликоватых гендиректоров, а благодаря грамотным консультантам, которые все и доводят до ума, но остаются обычно в тени. И надо додуматься до того, чтобы таких людей нанимать. Умные люди обычно нанимают. Но и дураки нанимают тоже. Потому что им тоже хочется иметь нормальный бизнес. Так что за многими успешными проектами могут стоять умы тех, кто к ним вообще никакого юридического отношения не имеет. Поэтому, не удивлюсь, если окажется, что всякие там Цукенберги, Маски и прочие денежные персонажи, не сами все так умно у себя организовали, а лишь наняли умных людей, которым щедро заплатили, чтобы те все настроили, как надо.

Потому что даже в самом примитивном бизнесе, ну там, не знаю, пусть это будет какой-нибудь шиномонтаж, есть масса важных нюансов, которые делают эту деятельность именно системой, в которой многое нужно согласовывать, работу разных элементов, чтобы она работала слажено. И умные люди, обычно, это команда, этакие бизнес-ассистенты, консалтинговые компании, все это продумывают и настраивают, продавая свои услуги владельцам бизнесов. И если это не наё… не обманщики, то после их помощи владелец бизнеса получает хорошо работающую систему по заработку денег. Которую время от времени нужно подстраивать и очищать от всякой паразитической швали, которая к нему присасывается.

В такой работе математика необходима. Без нее никак не рассчитать важные процессы. Но одной ее недостаточно. Если бы люди были разумными логичными существами, математики бы хватало. Но поскольку люди часто бывают непредсказуемыми шизиками, математики им недостаточно. Вот представь себе, ты член команды, которая занимается настройкой и очищением бизнеса. В ней есть хорошие, очень хорошие математики, которые делают необходимые расчеты, с помощью в том числе и специальных программ, которые позволяют улучшить бизнес-процессы, все в них рассчитав, чтобы сделать их эффективнее и в целом повысить эффективность всего бизнеса. Ты в математике ни хрена не понимаешь, но играешь еще более важную роль в этом деле. Объясню какую.

Эту роль можно назвать социальной адаптацией идей. Или психологической работой с людьми. Твоя задача заключается в том, чтобы объяснить, убедить, доказать и помочь внедрить то, что предлагают технари, в частности математики. Иногда и другие узкие специалисты. Проще говоря, отличные решения тебе нужно адаптировать к тем условиям, с которыми твоя команда имеет дело. А это и финансовые возможности бизнеса, и организационные, и психологические, и когнитивные. Грубо говоря, если решение математика подходит для людей, коэфициент интеллекта которых должен превышать скажем, 130 единиц, а в компании работают люди, у которых он в среднем сотня, то бесполезно учить их слишком сложным для них вещам. Тем более в командном формате, когда все должны какой-то сложный процесс освоить. Ты это видишь, понимаешь и говоришь ребятам, всем этим технарям, чтобы просчитывали схему попроще. Которой конкретные люди смогут следовать.

Такая работа иногда похожа на боевое слаживание. Людей учат работать, как команда, делая все так, чтобы каждый член команды справлялся со своими обязанностями. Чтобы не было слабых звеньев, которые могут порваться. В бизнесе надо уметь работать с человеческим материалом. Чтобы было гладко не только на бумаге. Люди очень многое определяют. Редкий бизнес, может там какой-нибудь онлайн-бизнес, продажа всякой шняги через сайт, не требует непосредственной работы с людьми. А так, вообще, очень много где люди задействуются. Поэтому, не классная бизнес-идея все решает, а способность людей ее реализовать. Запомни эту важную истину. Она не только в бизнесе пригодится. Она даже в семье пригодится, в воспитании детей. Нельзя возлагать на людей такие обязанности, которые они не способны вывезти. А это часто делается теми, кто предъявляет к людям слишком высокие требования. Из-за этого все и летит ко всем чертям, хоть в бизнесе, хоть в отношениях, семейных, романтических, любых.

Качество бизнес-системы зависит не только от тех правил, по которым она работает, но и от способности людей им следовать. А это во многом зависит от полномочий, способностей, образованности и характера людей. Например, если на человека повесить несколько разных по характеру задач, которые требуют разного настроя ума, то можно сильно снизить эффективность работы такого специалиста и увеличить количество его ошибок.

К примеру, и это самый такой простой пример: человек занят творческой деятельностью – придумывает что-то новое, а начальник требует от него выполнения еще и бюрократических задач. Скажем, отчеты писать заставляет, какие-то вещи подсчитывать, высчитывать и прочее, что задействует совсем другие области мозга. Ну или там, других форм мышления требует. Начальник думает, как же здорово, что он на одного человека повесил несколько задач вместо того, чтобы двух специалистов нанимать и каждому платить по зарплате. Лучше одному платить за работу двоих. Разве нет? Так часто думают сопливые манагеры, мыслящие только цифрами. И этот начальник так думает, потому что считает, что он охренеть умный. На самом деле, он жадный и ограниченный. И его жадность может снизить эффективность этого звена его бизнеса на недопустимый процент, который в свою очередь скажется на работе всей системы. И в итоге он понесет убыток, в том числе и в виде недополученной прибыли, который будет равносилен тому, что он десять специалистов нанял, которые у него только штаны протирают, работают хреново, а зарплату им дай. Потому что он своим тупым решением кастрирует творческий ум человека, который решает важные для него задачи. Вместо того, чтобы всякое говно свалить на кого-то другого, он использует ум творца не по назначению. Чем и ломает его.

И вот экономист-математик делает такие расчеты, в которых лично ты ни хрена не понимаешь, по крайней мере, пока тебе все не объяснят, а уже затем, поняв смысл требуемых внедрений, изменений, ты думаешь, как тебе донести до какого-нибудь дурака-начальника, гендиректора, инвестора, который считает себя невероятно умным, мысль о том, что он, к примеру, дурак и вредит своему бизнесу, а не экономит, как в примере выше. Понимаешь, что может определять работу бизнес-системы? Человеческое мышление, человеческая психика, человеческое эго. Это не математические расчеты, не схемы, не планы, а именно человеческий материал, как в роли исполнителя, так и в роли управленца. Это можно сравнить с умной экономикой. Если сейчас головастые ребята, вместе с нейросетями, вместе с суперкомпьютерами рассчитают, как люди должны жить на планете – что делать, чего не делать, сколько жрать, сколько экономить, чтобы жизнь была нормальной, без всяких потрясений, без всяких экономических кризисов, без экологических катастроф, войн и прочего, то это все будет абсолютно бесполезно. Потому что люди не будут этому следовать. Потому что они безумные существа, это просто животные, поддающиеся различным импульсам. Сработает только то, что эти животные в силах будут принять, исполнить и чему будут хотя бы более или менее дисциплинированно следовать. Ну это как не сожрать недельный запас еды за пару дней. Понимаете сложность задачи?

Вот от чего зависит работа и качество бизнес-системы. Вот почему миром не правят какие-нибудь математики, логики и даже философы. Им правят психи. Потому что психам проще мотивировать толпу, проще ею управлять. Именно поэтому армии лохов велись, ведутся и будут вестись на всевозможные лохотроны, суть которых сводится к простому – быстрым и легким деньгам. А вот что-то умное, серьезное, требующее терпение и времени будет приживаться с трудом и уж точно не всем подойдет. Поэтому психологическая работа важнее математической. Попробуй уговори какого-нибудь руководителя уволить бесполезную секретутку, от которой нет никакой пользы, но зато она ему там насасывает. Попробуй уговори родственника уволить, потому что он козел и вор. Ну как так, скажет вам руководитель, я не могу, он мой родственник. Попробуй сказать руководителю, что его идея нежизнеспособна, при том, что у него завышенное и болезненное эго.

Помнишь, как было с G+, по-моему, сервис назывался, типа соцсети от гугла. Ее какая-то там шишка в гугле придумала. Ему говорили, что это дерьмо не выстрелит, пустая трата денег, а он ни в какую. Использовав свой авторитет, влияние, он эту тему протолкнул, ее реализовали и она вот, загнулась. Вот тебе пример того, что надо делать, чтобы будучи нанятым наладить чей-то бизнес. В конечном счете надо убеждать людей, находить лазейки в их душе или в их мозгу, в том числе и в дурном, чтобы они приняли нужное решение. Это же люди, это же не часы, где нужные колесики поставил и механизм заработал. Люди часто действуют вопреки всякой логике и поэтому если ты не умеешь находит к ним подход, не можешь побуждать, мотивировать, ты им самим даже не поможешь.

Вот ладно бизнес, возьми вещь попроще. Если такие проблемы, как зависимость от алкоголя, табака, от игр, от жратвы. Ты же знаешь, что надо делать, чтобы от этого не зависеть? Просто отказаться от этого. Схема простая. А вот исполнение. Тут на что только люди не идут, какие только деньги не платят, чтобы сделать то, что своим умом они и так вроде как понимают, что надо сделать. Хочешь похудеть – не жри! А ты не можешь. Вот не можешь и все. Все равно идешь и жрешь, да еще и всякую дрянь. И жиреешь. И тебе нужно что-то особенное, чтобы не жрать. То есть, даже в таких элементарных вещах мы не можем принимать логические волевые решения. Ну или многим непросто это сделать. А бизнес-система, это же намного более сложные вещи, где ты не только на себя, но и на других влияешь. Кого-то уволить, кого-то нанять, где-то поменять производственный процесс, где-то поменять поставщика, где-то принцип работы с клиентами сделать другим. Писец сколько всего может быть. Попробуй, прими правильное решение, каким бы правильным оно не было, видя, какие могут быть после этого перемены. Возникает соблазн не делать ничего. Или сделать что-то такое, косметическое. Ну как при реформировании правоохранительной системе — милицию переименовать в полицию. Вот и вся реформа. В бизнесе такой же соблазн возникает – поменять не то, что надо поменять, а то, что легче поменять. Ну или внедрить. Или убрать.

И вот так, дорогой мой, во всем. В политике, в образовании, в любых делах, связанных с людьми. Ты можешь быть сколько угодно умным, видеть какие угодно истины, но если ты не сможешь в чем-то кого-то убедить – лидера, толпу, собственную бабу или своего мужика, чтобы он, она, они, оно приняли нужные решения, все твое гениальное видение, понимание аннулируется напрочь. Когда меня некоторые люди спрашивают – как заработать деньги, как создать бизнес, как научиться продавать, договариваться, сделки заключать, то нередко они ведут к тому, чтобы я все за них сделал, а им только в ротик готовую пищу положил. Лень, тупость, паразитический настрой – это невероятно раздражающие человеческие качества. Ты все рассказываешь, показываешь, объясняешь, даешь инструкции, а эта ленивая наглая корова пытается тобой манипулировать, уверяя тебя, что что-то там не работает, не получается, поэтому сделай ты все за этого тюленя, а ему только результат дай. В печках жечь таких паразитов надо!!!

Но в бизнесе все иначе. В бизнесе создается отчет по тому, что надо сделать. А потом конечный отчет для руководства – как все это внедрить, чтобы оно было способно это сделать. Ну это как для лидера государства отфильтровать информацию, чтобы он не подумал, что он в чем-то там натупил, чтобы он думал, что он такой-сякой, все правильно делает и в его королевстве все чин-чинарем. Так что, что политические советники, что бизнес-консультанты, чтобы различные там коучи, все они, чтобы быть профессионалами в своем деле смотрят, как донести информацию до конкретных людей, чтобы она сработала. И чтобы она смогла быть применена к определенной системе.

Это, я тебе скажу, очень непростая работа. Потому что она требует умения обходить множественные человеческие пороки, слабости и откровенное безумие, которые мешают людям делать так, как надо. Не схемы, не идеи, не технологии, не ресурсы, а люди, а точнее, их ум и их психика определяют качество и работу, и работоспособность бизнес-системы.

Автор: Александр X
Увидел ошибку в тексте? Давай исправим! Выдели ее, и нажми сюда или Ctrl + Enter