X

Как учатся бизнесу

Лучший способ взяться за что-то — перестать говорить и начать делать.
Уолт Дисней

Бизнес, пожалуй, лучший способ заработка хороших или даже больших денег, если учитывать не только доход, но и какую-никакую свободу, которую дает занятие бизнесом. И закон нарушать не надо, можно честно богатеть, насколько это возможно. Если у человека нет прямо-таки суперской работы, где ему неимоверные деньги платят, он не занимает властное место, позволяющее ему брать взятки и воровать чужие деньги, и он не желает заниматься бандитизмом, то бизнес – это единственный для него путь в хорошую, достойную жизнь. Но как учатся бизнесу, как в это дело вливаются, особенно те, кого учили пилить-строгать, а не сделки заключать и организовывать чужой труд? Разберемся.

На самом деле, тут нет ничего такого сверхсложного. Учиться бизнесу, значит учиться добиваться от людей согласия на сотрудничество с тобой. Это переговоры, продажи, привлечение специалистов, организация их труда. В конечном счете, все сводится к продажам и ко всему, что с ними связано. По виду, деятельность не очень сложная, особенно для тех, кто отличается деловитостью и имеет хорошо подвешенный язык. И в то же время, бизнес часто требует креатива, если это не монопольный какой-то бизнес, требует сообразительности, гибкости, настойчивости. Ты предложил человеку сотрудничество, а он тебя на три буквы послал, и что делать? А делать что-то надо.

Итак, первое, с чего начинается любое обучение – это теория. Человек должен понимать, что и как устроено в том деле, которое он собирается изучить. Я часто слышал, читал, как люди говорят, что сейчас всех этих коучей, бизнес-тренеров, учителей развелось, как собак нерезанных. И типа, не знаешь, у кого учиться, не знаешь, кого слушать. И книг всяких по бизнесу куча, читать их не перечитать. И вообще, толку от всего этого нет. Так говорят те, у кого не получается заняться бизнесом или успешно им заниматься, несмотря ни на какие их старания. То есть, знания есть, а они ими неумело пользуются и винят в этом источники этих знаний. Вот меня всегда удивляла такое недовольство людей обилием источников информации. Казалось бы, что плохого в том, что столько учителей, столько источников информации существует, у которых можно учиться, это же великое благо. Чем больше всяких точек зрений и мнений ты узнаешь, тем шире будет твой обзор. Это как у сыщиков – чем больше людей они опросят, тем лучше разберутся в ситуации и смогут раскрыть преступление. Какие проблемы с обилием коучей? Нет никаких проблем. Надо учиться у всех, беря от каждого лучшее.

Но люди часто задаются вопросом, кто лучше и правильнее учит, у кого информация качественнее. И я скажу так, что тут большой разницы нет. Все эти коучи, бизнес-тренеры и как там они еще называются – учителя, наставники, гуру, они, если добросовестно учат бизнесу, то все говорят в общем-то об одних и тех же вещах. Вот так если послушать их, почитать, то очень много общего в их словах будет. Просто разным языком они объясняют одни и те же принципы бизнесы и акцентируя внимание людей на разных моментах. Но смысл всегда примерно один и тот же. Поэтому, учиться можно у кого угодно, кто больше нравится, кого лучше понимаешь, кто говорит на понятном тебе языке. Нет самых крутых учителей, есть учителя, которые лично тебе лучше подходят.

Единственное, у кого не нужно учиться бизнесу – это у крупных успешных бизнесменов. Ну, если только ты не учишься у кого-то из них индивидуально. Почему? Потому что, это те еще брехуны. Как и политики. Все их книги по бизнесу – это заказанные у писателей труды, в которых они белые и пушистые из грязи выбиваются в князи, исключительно за счет честного и самоотверженного труда, а также за счет характера, личных качеств и прочих бла-бла-бла. Такое открытие лично я для себя сделал. Этакие рыцари на белом коне, так они себя подают обществу. А на самом деле, они просто, как говорит народ, наворовали. А также другими подлыми методами к богатству своему пришли. Но тебе они об этом хрен скажут. Работать надо, вот что они тебе будут заливать. Сами черт знает что творили, а тебе работать. Некоторые из них, особенно наши денежные мешки, по трупам шли к своему богатству. О чем говорят журналистские расследования. Можно им верить, можно не верить, но легче поверить. А эти все идеи правильного бизнеса, о которых такие люди говорят, они из западных бестселлеров взяты. Надо команду хорошую создать, потребности грамотно выявить, работать с утра до ночи и ля-ля-ля, прочая херня. Короче, заливают только так. Верить им, себя не уважать. Этим грешат все денежные мешки, не только наши, отечественные. У всех у них рыльце в пушку. Только они об этом не рассказывают. В их историях успеха все красиво и гладко. А что они с конкурентами делали, это тайна за семью печатями. Но это мое мнение, мое изучение данного вопроса. Если ты с ним не согласен, можешь развесить уши и слушать эти денежные мешки, учась у них секретами бизнеса.

Другой расхожий миф или мнение, это что учиться чему-то, в частности, бизнесу, надо у тех, кто им уже успешно занимается. То есть, у тех, кто на практике доказывает свои знания о бизнесе. Всякие там учителя-теоретики далеки от реальности, у них якобы ничему не научишься, а вот те, кто занимается нужным делом, они-то знают, как правильно его делать. Но это не совсем так. А иногда совсем не так. Действительно, некоторые успешные бизнесмены могут объяснить, показать, как они все делают, как правильно делать, чтобы был результат, как у них. Но далеко не все могут объяснить все закономерности процессов, в которых сами же и участвуют. Попробуй объясни кому-то все, что ты делаешь, у тебя это может не получиться вообще или не всегда будет получиться. Ну вот, вроде завел фирму, вроде договорился с поставщиками о закупке у них товара, скажем, мыла, вроде продаю этот товар с наценкой 100%, деньги идут, налоги плачу, ну и как-то так, все работает. Что тут объяснять, если и так все понятно. Но новичок ни хрена не поймет, ему нужно объяснить, как завести фирму, какие документы и у кого оформить, как договориться о поставках товара на выгодных условиях, кому его сбывать, как лучше налоги платить, какое помещение для бизнеса арендовать, каких работников нанимать и так далее. Ему надо все разжевать. А это не всегда просто сделать. Уметь самому что-то делать и учить этому других – это совершенно разные вещи. Попробуй сам кого-то научить тому, что умеешь, ты убедишься, что это не так просто. Поэтому, учитель, хороший учитель – это необязательно практик. Это прежде всего тот, кто хорошо понимает какие-то процессы и что особенно важно – умеет это объяснять другим, причем всем, а не только самым сообразительным. Поэтому, учиться надо у тех, кого ты хорошо понимаешь. Но это не самое главное в обучении бизнесу.

Видишь ли, люди часто ведутся на авторитеты, а не на практичность. Им самых известных мастеров своего дела подавай, а не тех, кто им подходи в качестве учителя, наставника, тренера. А авторитеты порой бывают дутыми. Как популярность президентов, коих пиарят в поте лица, а они на самом деле серенькие посредственные личности, ни на что не годные. Убери их с президентского поста, и они даже работу нормальную себе не найдут, если никто не будет знать, кто они такие были раньше. Они даже собеседование не пройдут, потому что ума не хватит себя продать. И в итоге, в какие-нибудь сторожа заделаются, унитазы на складе охранять. Их авторитет – дутый. И пока лох видит в омеге-самце альфа-самца, веря в брехню пиарщиков, он и будет альфа-самцом. Сколько таких бездарей стоит у руля стран, коих туда поставили денежные мешки, чтобы под их прикрытием бабки делать.

Поэтому, полагаться на авторитет не стоит. Как мне рассказывал один знакомый, служивший в армии, как-то местный старшина отвез их – несколько человек к себе в частный сектор, на рабочку. Он там свинарник строил. И вот привез он человек шесть-семь, завел их в какой-то недостроенный сарай и сказал – работайте. И все. Это все, что он сказал. Ни хрена не объяснил, не распределил людей, не конкретизировал задачи для каждого из них. Просто, сказал, чтобы они работали. Старшина. Хрен при звании. Ну а когда солдаты начали беспорядочно шататься по этому сараю и пытаться что-то делать, он начал орать на них. Он орал, что они ленивые, что надо было дембелей с собой взять, чтобы те их подгоняли. То есть, этот придурок при звании, даже не понимал, что он ни хрена не умеет командовать людьми. Проблема в нем, в дураке, а не в солдатах. Он даже не в состоянии поставить перед людьми грамотно задачу, чтобы каждый делал свое дело. Но свою тупость он не признает, а вместо этого обвиняет солдат в лени, психует, потому что дело не идет. Видишь, какие придурки бывают. Вот как с такими дебилами потом воевать. А солдат будет крайним, он же расходный материал. Вот тебе пример с каким-никаким, а авторитетом, за которым ничего не стоит. Звания раздают налево и направо, но они ничего тебе лично не гарантирует. Если перед тобой генерал, это не значит, что он армией командовать умеет. Если перед тобой академик, это не значит, что он умный.

И так же с обучением людей, неважно чему, бизнесу не бизнесу. Если ты не умеешь объяснять, не умеешь добиваться понимания людьми тебя, какая разница, что ты там сам умеешь и какой у тебя статус. Это вот только если за тобой наблюдать постоянно, записывать все, что ты делаешь и как ты делаешь, чтобы систематизировать информацию о твоей деятельности, тогда уже можно будет какая-то систему увидеть, которую можно взять за основу для учебной программы. Это как учиться картошку сажать, когда надо все записать в правильной последовательно и потом действовать в соответствии с созданным планом.

Я тебе даже больше скажу – твой собственный опыт тоже может многому тебя не научить, если это ограниченный опыт, и ты его плохо понимаешь. Это вот, как если бы ты начал какое-то дело, и оно у тебя не пошло, неважно, о чем речь, хоть картошку неудачно посадил, хоть китайское барахло не удалось перепродать с наценкой. Ты потом будешь говорить, что это дерьмо какое-то, а не дело, что этим делом не стоит заниматься, оно неправильное. Ты же не скажешь, что это ты такой рукожоп, у которого не получилось, который не допер что-то, накосячил. Эго не позволит тебя увидеть проблему в себе. Или даже, пусть дело не в тебе, а просто не сложилось дело, что оно не пошло, бывает такое. И что теперь, говорить, что это вообще невозможно? Ну это же глупо. Посмотри на других, у них же получатся, хоть картошкой торговать, хоть высокими технологиями, хоть нефтью, хоть чем. Значит, в принципе, это возможно. Но не у всех и не всегда получается. Поэтому, твой собственный опыт, это тоже не гарантия того, что ты кого-то чему-то можешь научить. Ты еще должен понять свой опыт, объяснить его, чтобы он что-то значил.

Так что же нужно, чтобы учиться бизнесу правильно? А нужно, помимо того, чтобы найти правильного учителя, которого ты сможешь понять, еще и действовать, пока не будет результата. У кого ты будешь учиться, особого значения не имеет. Главное, чтобы ты понимал хорошо этого человека, чтобы тебе его язык был понятен, а дальше, а дальше будет то, что отличает очень хороших учителей, от большинства хреновых. Это способность зажигать люде. То есть, мотивировать их. Если тебе говорят, что надо идти и договариваться о сделке с кем-то, а ты не идешь, хотя тебе все понятно, тебе все хорошо объяснили, вопросов нет, что и как делать, надо теперь просто делать, а ты не делаешь, значит учитель у тебя не очень хороший. Он может все знать о бизнесе, может знать обо всех подводных камнях в любом деле и его теория, она безупречна и полностью соответствует реальности. И объясняет он все хорошо, все понятно. Но если он не добьется от ученика нужных действий, результата от обучения не будет. Не самому же ему все за него делать. Если тебе сказали – копай землю, чтобы картошку посадить, а ты не копаешь – урожая не будет. Понял? Вот какую задачу надо решать. Некоторых ленивых коров хрен растолкаешь, чтобы они начали что-то делать. А без действий, какая хрен разница, сколько ты всего знаешь.

Мой опыт обучения торговли, когда я здесь пилотный проект запускал и дистанционно учил людей вести переговоры и продавать, разными способами, показал одну важную вещь – очень многим людям нужно, чтобы рядом с ними стояли с палкой и заставляли их действовать. Сами они не мотивированы достаточно сильно, чтобы делать все, что им говорят. И речь не о тупости людей и даже не об их лени, и даже не об отсутствии веры в то, что результат будет, если они будут действовать. хотя это тоже все проблемы, которые надо решать. Речь о том, что людей так надрессировали, что они просто не могут быть эффективными, если ты не контролируешь каждый их шаг и буквально палкой не заставляешь делать то, что надо, чтобы был результат. Ну не умеют они быть самостоятельными в делах. Если начальник рядом не стоит и не орет на них, хрен они чего будут делать. Хотя мечтают о больших деньгах, финансовой независимости, яхтах там всяких и прочих подобных вещах.

Несколько человек у меня создали сайты, ну чтобы через них вещать о своих услугах, чтобы людей на них за дополнительной информацией направлять и платежи через них принимать. Кто-то с досками объявлений стал работать, кто-то торговые предложения составлять, звонить и встречаться – это некоторые обещали мне делать по моим рекомендациям. Но в основном люди были тяжелы на подъем, сильно тяжелы. Очень многие делали все нехотя, хотели быстрых результатов, не понимали, что надо настойчивость проявлять, что торговля – это не вечные алгоритмы, а гибкие подходы к людям, вариативность действий, ну, потому что их мозги были настроены на другую деятельность. И я понял, что если я хочу успешно учить людей бизнесу, а конкретно – учить их торговать, сделки заключать, то я должен не просто говорить, что делать, но и контролировать исполнение моих поручений. Нужно, чтобы человек сделал так, как надо, надо заставить его это сделать. И делать так постоянно, пока он не научится действовать не из-под палки, как его надрессировали. И даже если у него ничего не получится, он должен продолжать делать так, пока не будет результата. Вот чего важно добиться. Сначала мы палкой гоним человека, а потом отдаем вожжи ему в руки, чтобы сам себя гнал.

Так что, либо дикая мотивация нужна, чтобы у человека сразу глаза горели, и он делал все, что надо и столько, сколько нужно, либо контроль над ним, чтобы он дисциплинированно исполнял поручения учителя, пока сам не научится собой управлять. Замотивировать людей порой очень трудно, а для контроля нужны соответствующие инструменты воздействия. Поэтому, эффективность обучения зависит от этих двух моментов – понимания и толкающей силы. Эта сила, либо изнутри идет, либо снаружи. А учиться можно, повторю, у кого угодно, кого ты понимаешь. Лишь бы жопой своей шевелил. Все советы, рекомендации, они примерно одинаковые. Разными только подсрачники бывают, которые заставляют людей действовать. Или, вместо подсрачников, способность человека проникать к тебе глубоко в душу и убеждать тебя в том, что ты должен делать то, что узнал, чтобы у тебя был результат, а не просто в своей башке носить полученные знания. И пусть лучше учитель твой что-то не понимает в бизнесе, в торговле, в частности, если он сможет заставить тебя делать что-то, чтобы бизнесом заниматься, этого будет достаточно, чтобы считать его классным учителем. Ну а если ты действовать не будешь, грош цена любому твоему учителю, каким бы авторитетным он не был.

Мне вот некогда с палкой стоять над каждым, кого я учу, да и стоить это будет дорого, ведь я буду кучу времени на это тратить. А зажигать всех людей так, чтобы они жопу рвали, ради самих же себя, я еще не научился. Поэтому, свой проект по обучению бизнесу я закрыл. Сделал необходимые вводы и закончил это дело. Невыгодно мне им пока заниматься должным образом. Вместо этого я написал книгу, где все знания изложил в виде законов, и кому надо, прочтут и применят их. Теория есть. А к практике людей побуждать должен кто-то другой, кто готов их толкать столько, сколько потребуется. Пусть таким обучением занимаются те, кто готов контролировать человека постоянно, заставляя его делать нужные дела. Знания примерно все одинаковые. Ну кто-то знает побольше о способах организации какого-то конкретного дела, о влиянии на конкретных людей, с целью заключения с ними сделки, кто-то поменьше знает. Кто-то лучше объясняет, кто-то хуже. А вот, чтобы добиться от человека – ученика, нужных действий, вот это самое главное и самое сложное.

Никакой авторитет не заменит тебе того, кто будет тебя пинками гнать к результату, пока ты его не получишь. Купить что-то за рубль и за десять перепродать за углом – что может быть проще? Люди умудряются куда более сложными вещами заниматься, херача с утра и до вечера за копейки в каких-нибудь стойбищах и считая это более простым делом, чем применять схему купи-продай. Потому что, их так надрессировали. Они привыкли горбатиться, когда над ними с кнутом стоят, а делать в десять раз меньше и получать в десять раз больше, только действуя по собственной воле, они не привыкли. Поэтому и не делают этого. И им нужны не какие-то знания, чтобы бизнесом заниматься, знания второстепенны, даже если они самые лучшие – им нужен новый дрессировщик, который этим людям новые привычки сформирует.