Чего только не достиг бы человек, если бы он не стремился во всем подражать другим!
Ямамото Цунэтомо
Вот скажи, читатель, если ты решишь пойти в лес за грибами и набрать их в нормальном количестве, да еще и хорошеньких таких, а не так, чтобы не с одним вялым мухомором прийти домой, ты станешь идти по следам опытным грибников, которые перед тобой прошли, причем, не один, а несколько человек и хорошо при этом грибов набрали? В общем-то, так можно сделать и тоже что-то собрать, но при этом очевидно, что ты будешь собирать остатки, что-то, что пропустили, проглядели или просто не взяли, как не привлекательное, опытные грибники. Но при этом ты-то хочешь собрать хороших грибов и много. Поэтому, логика подсказывает, что надо самому какие-то новые маршруты протаптывать или хотя бы идти по тем из них, по которым давно никто не ходил, чтобы прийти домой с хотя бы наполовину наполненной корзиной нормальных грибов.
Вот, в бизнесе действует та же логика. Хочешь снять сливки – сделай что-то иное – новое, уникальное, а не то же самое, что и все. Или что-то сделай так, как все не могут сделать, как-то по-новому. Ну или устрани на фиг конкурентов, но это уже для гопоты рецепт, не для настоящих бизнесменов. Только почему-то многие предприниматели, особенно начинающие, предпочитают с кого-то слизывать идеи, вплоть до мельчайших деталей вместо того, чтобы, если уж не самим, так кому-то другому позволить какую-то новую идею предложить, чтобы быть хоть как-то и хоть в чем-то оригинальными и чтобы проект выстрелил. Я работал с такими, я знаю, как они мыслят, им хочется прямо точь-в-точь все повторить за кем-то, кого они считают своим кумиром в бизнесе. Даже фразы те же стараются выучивать. То есть, они ведут себя, как обезьянки, которые тупо повторяют за другими. Может ли такой подход дать результат? Может. Но не всегда и не большой. Просто потому, что ты будешь одним из многих или как минимум вторым, что в некоторых делах равносильно тому, что ты последний. Ты идешь за грибником, который все смаки собирает, а тебе поганки и обрезки благородных грибок остаются.
И ведь предлагаешь людям новую идею, предлагаешь новый подход, говоришь о необходимости быть уникальными, оригинальным и не фига. Им хочется быть обезьянами, попугаями. А знаешь, почему?
Страх, неуверенность в себе, низкая самооценка, пришибленности, словом все, что можно считать следствием хренового воспитания и образования – вот в чем причина. Обезьянки живут страхом, творцы – интересом, вдохновением. Чтобы население творило – оно должно быть свободным, смелым, уверенным в себе, по-хорошему наглым, чтобы бросать вызов устоявшимся порядкам, нормам, традициям, чтобы выходить за границы известного и не бояться не только критики со стороны завистливых придурков, но и неудач. Но этого нет. Мало того, это подавляет. А почему? Почему такое образование и воспитание общества, почему все делается так, чтобы в обществе были обезьяны, а не творцы? Тут одно из двух или два сразу – заказ со стороны кого-то – лепить из человеческих заготовок подражателей, либо, это просто разгильдяйство, безответственность, безалаберность и вообще, стечение обстоятельств. Это когда люди просто делают так, как им проще, как удобное, ведя себя, как животные, а не принимая правильные решения. Ну есть какая-то школа, ну готовит она как-то людей к рынку труда, ну и ладно. Кому надо, сами выбьются в творцы, а остальные будут говно месить. Примерно так. Обе версии могут иметь место в равной или разной степени. Когда одно не мешает другому – бардак чьим-то планам, хрен ли этот бардак не поддерживать.
Какие уж тут могут быть предприниматели. Они будут подражать хорошо или плохо друг другу, друг у друга идеи воровать, а своего никогда ничего не придумают. Кто-то из них неплохо устроится по ряду причин, остальные будут доедать, что останется. Или до собирать, если ориентироваться на проводимую мною аналогии со сбором грибов.
Лично меня бесит то, что когда человек тебя не слушает, не рассматривает твои идеи, потому что боится быть оригинальным, боится ступить туда, куда еще не ступала нога человека, а вместо этого предлагает тебе помочь ему обезьянью работу сделать, то не получая результата, он может тебя же в этом и обвинить. Нет, ну когда твой гонорар начинается с сотен тысяч, можно, конечно, смотреть на некоторые претензии к тебе сквозь пальцы, даже если они совершенно не обоснованы. Но все же не хлебом единым жив человек и порой хочется постоять за свою правду и сказать – я же тебе, сцуко, говорил, что надо сделать иначе, а не в точности все так, как у Васи, не надо быть попугаем, рискни и сделай хоть что-то иначе, по-своему, ну или как я тебе подсказываю. Ну должна же быть своя башка на плечах, ну хоть иногда. Но, люди есть люди, дурни из них еще те. Накосячат и ищут виноватых вокруг себя. Поэтому, продолжают и дальше косячить. И вот прикинь, какой бизнес может быть там, где вот такие обезьяны друг у друга на плечах сидят. Креатива в таком бизнесе точно не будет. И творцы ему не будут нужны. Точнее, сам бизнес будет думать, что ему не нужны творцы.
Все это объяснимо. Если условия проживания людей таковы, что они больше рабами себя чувствуют, чем свободными людьми, никакой гениальной идеи они не родят. И чужие идеи критиковать будут, потому что они новые. А новое человек не знает и понять не может, поэтому, как старый пердун на лавке, будет это новое и непонятное критиковать. Как же, его же всю жизнь учили, что творить могут только исключительные люди, а ни как не простые. Поэтому все вот эти якобы «гениальные изобретения», когда ты спер чужую идею сайта и даже дизайн не поменял, испугался, локализовал его и при поддержке спецслужб навязал обществу, они никогда не приобретут мировую известность. Ты можешь сколько угодно тратить деньги на пиар, сколько угодно запускать слухи о собственной гениальности и борьбе за свободу, все это тебе не сильно поможет. Бюджетных средств на поддержку твоей сворованной мути будет уходить больше, чем эта муть будет приносить средств в ответ на эти вложения. Даже если она вполне себе пригодная. Просто потому, что ты уже не первый. Ты второй, третий и какой там по счету. Самое главное – ты обезьяна, а не творец. А у обезьяны отличная от творца судьба.
Можно брать ценой, неимоверными усилиями, трудолюбием, но не гениальностью. Это тоже дает деньги. Вот на примере той же китайской экономики, можно сказать, что ее мощь – это в некотором смысле искусственное явление. Она построена на рабской эксплуатации собственного народа, но не является генератором новых идей, независимо от поданных за год заявок на патент. И она зависит от чужих, купленных или сворованных идей и от чужих, а не своих нищих потребителей. Но дело не в этом. Каждый живет, чем может. Дело в том, что все хотят грибов побольше собрать. То бишь, бабок нарубить. А рисковать, ходить про непротоптанным тропам, многие из этих хотящих ссут. И вот это надо преодолевать уметь. Ну, конечно, бывают, бывают успешные копии, все-таки, великие художники воруют, а не творят, правда, в наше время не так-то просто чью-то идею украсть, надо еще иметь достаточно ума, чтобы ее реализовать. Паразитировать на чужом творчестве можно. Но все равно, чтобы сливки снимать, надо, как и в случае с грибником, хоть немного в сторону от следов грибника отойти и поискать где-то еще грибы. Упрешь ты чью-то идею или родишь ее, с точки зрения наполнения корзины, то бишь, заработка денег, это не так уж и важно. Просто, воровать всегда не получится, а творить, если научился, то будешь долго. Но слизывать идеи, которые уже затерты-перетерты, ну это, блин, не дело.
Если бы люди, которые противились моим креативным идеям, связанным с их бизнесом, попросили бы меня помочь им избавиться от страха перед такими идеями, я бы порекомендовал им две вещи, чтобы вылечить их от страха. Первое – сделать свою жизнь свободнее. А второе – разочек все просрать, чтобы морально к этому подготовить. Если человек не имел в жизни крупных потерь, он всегда будет бояться этого. Потери нужны. Что бы ты там не терял – деньги, имущество, друзей, бабу/мужика, поначалу такая потеря кажется катастрофой. А потом, проходит время, появляется что-то лучше и кто-то лучший, особенно хорошо, если ты сам к этому идешь активно, и ты понимаешь, что все не так страшно. Упадешь – встанешь, так что не надо бояться падать. Но первое важнее. Свободнее человека надо делать, чтобы вывести его из состояния страха, иначе он и на второе не решится или второе его сломает напрочь. Надо бросать все, что тебя ограничивает.
Бросать работу, если тебя там ломают, уходить от родителей, если они хотят тебе «лучшего будущего», под которым понимают: сидеть тихо и не высовываться, и никуда не лезть. От бабы долбанутой уходить, если она своими заскоками и запросами вынуждает тебя где-то вкалывать до седьмого пота, чтобы ты тянул какую-нибудь там ипотеку, кучу кредитов, ремонт долбанный по сто раз в год делал, мебель обновлял, на юга ездил, шубы покупал и далее по этому дебильному списку все делал. Ну и в остальном так. Пока свободы не будет нормальной, так и будешь жить в страхе. И хреновый тогда из тебя будет грибник. Ты будешь средненьким в лучшем случае бизнесменом, предпринимателем, который задыхаясь, будет все время дергаться и смотреть, а как там у других, а как там у других. А не дай бог что-то не так сделаю и все потеряю – это же будет катастрофа! Катастрофа – это быть запуганной и зашуганной обезьяной, вот так я тебе скажу.
Недавно довелось общаться с человеком – образованным-переобразованным, он врач. Какие-то там научные работы писал и все такое прочее. Короче, типа умный. И вот он говорит, что когда кого-то слушает или читает, то смотрит, что это за человек такой, от которого информация исходит. Если он ноунейм, он его даже слушать не станет. А если в чем-то успешный, признанный авторитет, тогда он его послушает. Ты представляешь логику этого врача? Человек, повторю, образованный. Потому и врач. А для него источник информации важнее, чем сама информация. Поразительно! Вот это образование. Вот такие люди потом в психологических экспериментах в упор смотрят на белый шар или треугольник и говорят, что он черный. Потому что так сказало большинство, а большинство не может ошибаться. Или так сказал авторитет, а он же авторитет, значит, он прав. Во какие люди есть. Образование. Интеллигенция, типа. Не знаю, не вникал в его деятельность, может врач из него и хороший, но предприниматель из него точно получился бы весьма посредственный. Такому если бы кто сказал, что вон, там, за поляной, метрах в тридцати куча грибов, он бы ответил, что не пойдет их смотреть, потом что доверят только настоящим опытным признанным авторитетным грибникам и потому будет идти только по протоптанной ими дороге, даже если на ней нет грибов.
Вот так и бывает в жизни, что вроде бы есть умные люди, многое знают, всякие там дипломы-хреномы имеют, коими бравируют при любом удобном случае, а в бизнесе их обходит какой-нибудь не шибко ограниченный знаниями простачок, который, если уж и не сам что-то уникальное родит, так хотя бы у него хватит ума и главное, смелости, чтобы других людей для этого привлечь. Он не просит, чтобы ему копию чьего-то бизнеса создали, не слизывает в точности чужие идеи, в надежде, что и его в тени гигантов заметят, он учитывает чужой опыт, но и новое готов пробовать, применять. Он идет по стопам грибников опытным, но при удобном случае не очкует и сворачивает в сторону, чтобы посмотреть, нет ли грибов там, где еще не было человека. А они там часто бывает. Поэтому-то там, где собирают свободномыслящих людей, столько классных идей рождается. А остальные, как обезьяны, тупо потом все это копируют. Кому-то повезет, он на подражательстве тоже неплохо заработает, ну а кого-то даже и не заметят.
Не надо бояться делать что-то по-своему, своим маршрутом идти. В конце концов, бизнес не мыслим без риска. Если в твоем бизнесе нет риска, это и не бизнес, это что-то типа работы, где кто-то за тебя решает, что и как тебе делать. Не получается мне некоторым людям это объяснить, хоть убей, на своем стоят. Вот хачу, как у других и только так, и все тут. Результата нет, а они все равно подражают, все равно за другими повторяют. И ссут что-то сделать иначе, по-новому.
Потому и грибников хороших мало. Но грибов-то всем хочется. Что тогда бояться. Что, всю жизнь вот бояться шаг влево-вправо сделать? Ну попробуй ты иначе поступить, чем конкуренты или твои кумиры. Сам не можешь, найми людей, которые тебе идею придумают и помогут реализовать. А то и согласись на те идеи, которые уже предлагают, как это бывает в тех проектах, в которых я участвую – продающие тексты, рассказы, сценарии, схемы. Не в один, так в другой раз какая-нибудь новая идея выстрелит и сразу снимешь сливки. Все лучше, чем крошки всю жизнь собирать и надеяться на чудо, что конкуренты вдруг останутся позади или вовсе исчезнут.