Правильное обучение бизнесу

Бизнес – это просто.
Александр X

Чтобы в чем-то преуспеть, можно самому что-то делать очень хорошо, идеи интересные придумывать, много работать, чтобы быть лучше других людей, которые делают то же самое, то есть, быть лучше своих конкурентов. А можно пойти другим путем – мешать другим, сбивать их с толку, вводить в заблуждение и направлять по ложному пути. Ведь если направить людей в неправильном направлении, а самому все делать правильно, тогда конкурентов не будет вообще или их останется очень мало. Бизнес – это такая деятельность, в которой многие люди могут делать одно и то же, чтобы зарабатывать за счет этой деятельности деньги. И чем выше здесь конкуренция, тем меньше можно будет заработать денег в той или иной нише. А чтобы отхватить большой кусок пирога, имеет смысл направить своих конкурентов, как действующих, так и потенциальных по ложному пути. И один из лучших способов сделать это – поделиться с ними своими «ценными» знаниями.

Кто, как ты считаешь, читатель, может научить тебя бизнесу? Подумай получше над этим вопросом. Возможно, ты думаешь, что какой-то успешный бизнесмен, который многого достиг в жизни, может помочь тебе добиться такого же успеха? Теоретически, он может это сделать. Он много что может объяснить, что есть в бизнесе. А практически, подумай, зачем ему это? Денег заработать, на каком-нибудь семинаре? Ну да, семинар устроить можно, людей можно на нем собрать, деньги с них за это взять, а бизнесу-то зачем учить? Чтобы конкурентов стало больше? Как-то это противоречит интересам любого бизнемена, не находишь? Но это лишь одна сторона вопроса. Есть и другая. Она говорит о том, что человек, который чем-то занимается и очень успешно, совсем необязательно может этому кого-то научить. Совсем необязательно, что он понимает, что именно он делает и почему у него это получается лучше, чем у других. Простой пример: вы открыли палатку, закупили на оптовке товар, завезли его в эту палатку и продаете. Дело пошло, бабки текут рекой, и вы считаете себя гениальным бизнесменом. Ну и, положим, решили вы кого-то этому делу научить. Вы говорите, что надо открыть палатку, закупить на оптовке какой-то товар и начать его продавать с наценкой. Человек эту примитивную схему повторяет и ничего не получает. Он целыми днями загорает в своей палатке и ничего не продает.

Как же так, вроде все сделал также, а такого уже успеха нет, почему? И тот бизнесмен, который удачный, он только руками разведет. Будут лишь предположения, что расположение плохое, товар не тот, кризис и прочие банальные объяснения. Тебе такое знакомо? Может, не по бизнесу, а по другим делам. Человек, который сам умеет что-то делать, не всегда достаточно хорошо понимает, как он это делает, чтобы научить этому других.

Другую ситуацию рассмотрим. Возьмем того же Билла Гейтса и его Майкрософт. Ты сможешь построить точно такую же компанию, если тебе этот мужик все в подробностях объяснит, что и как он делал? Компанию ты такую же построить-то, наверное, сможешь, но такую же успешную, с такой же отдачей, вряд ли. Ты можешь вообще ничего не заработать, создав копию такой компании. А потому тебе этот кейс мало что даст. Миру не нужен второй Майкрософт, зачем он ему? Операционных систем и без того же виндовса хватает, зачем миру еще одна? Кому и что ты будешь продавать, создав копию этой компании? Конечно, если ты сделаешь что-то похожее, но лучше, дешевле, то есть шанс отщипнуть кусочек пирога именно в этой нише. Но люди должны увидеть эту разницу, которая должна быть невероятно ощутимой, чтобы они отказались от своей привычки пользоваться тем, чем они сейчас пользуются. И потому это очень непростая задача – скопировать популярный бизнес и сделать его успешным. Новая идея нужна, чтобы собрать все сливки. Так что, успешный человек, создавший хороший бизнес, совсем необязательно будет и хорошим учителем, который научит других такой же успешный бизнес создавать. Это как за опытным грибником идти, не с ним, а за ним. Где опытный грибник прошел, там уже и искать-то нечего.

Суть вопроса – это тоже важный момент в обучении чему-либо. Надо уметь улавливать главное, чтобы учиться не просто повторять за другими, так как копии, повторю, могут быть не востребованы вообще, когда есть оригинал. Если только ты не решишь пойти по китайскому пути и делать тупо все дешевле. Но это не самый лучший путь, он не всем подходит и не всегда срабатывает. Поэтому, нужны оригинальные идеи. А чтобы их дать, надо понимать, в чем суть любого бизнеса.

Вот наткнулся я как-то, помню, на семинар Бодо Шефера, который выложили в сети, где он около часа, если не ошибаюсь, рассказывал об успехе, бизнесе, деньгах. В общем, бизнес-семинар это был. И за такие семинары, как я узнал, он очень много денег берет. Говорил он хорошо, много чего интересного сказал, но все это в основном была мотивирующая речь, а вот то, что и как надо делать, чтобы деньги зарабатывать, он особо-то и не сказал. По этой теме он в конце семинара немного информации предоставил, совсем немного, а до того, ничего практичного не было. И при всем моем уважении к этому успешному человеку, я задался вопросом: «А за что, собственно, ему платить, посещая такие семинары?» Понимаешь, есть разница между психологической накачкой человека и конкретной практической информацией, которая позволит человеку родить идею, способную конвертироваться в деньги.

Мотивация очень важна, но человек должен знать, к чему, к какой деятельности ее приложить, в каком процессе ею пользоваться, чтобы не просто быть готовым что-то сделать, но и знать, что именно делать. Бодо Шефер говорил о сетевом маркетинге. Это хорошая вещь, правда, уже изжившая себя. Точнее, сама идея себя не изжила и не изживет, но вот те вещи, к которым она прикладывается сегодня, та же чертова косметика Орифлейм и прочая фигня, все это уже не дает нужной отдачи. И он говорил, что надо уметь продавать и привлекать, и учить привлеченных продавать и привлекать. Ну если говорить честнее, то в сетевом маркетинге надо уметь только привлекать, а продавать ничего не надо. Товар продавать не надо, надо продавать идею его продажи. Вот так было бы правильно. Привлеченные люди потребляют эту фигню и таким образом обеспечивают тебе прибыль. Принцип пирамиды, одним словом. Вот эту мысль можно изложить подробнейшим образом минут за десять. И все. А дальше уже можно до бесконечности долго обсуждать способы воздействия на людей, для продажи и привлечения.

Надо знать самую суть, самый корень бизнеса. А это – продажи, они же торговля, она же сделки, они же переговоры, они же установление связей с людьми. Выстраивать систему, иерархию, управлять людьми – это уже более поздние надстройки. Основной – фундаментом, является сам ориентир на какие-то конкретные действия. То есть, на то, чтобы кому-то что-то продавать. Все. Вот это и есть бизнес. Это и есть предпринимательство. Предприниматель предпринимает, чтобы продавать. С этого надо начинать обучение этому делу. Что и кому ты будешь продавать, вот с чем тебе надо определиться. Вот тут уже нужна идея, чтобы не идти по следам грибника, в расчете на то, что он какой-то гриб пропустил. Нужен в чем-то оригинальный маршрут. Дальше ты уже смотришь, как ты будешь продавать, какую систему для этого построишь, сколько в ней будет людей, кем они будут и прочее. И мотивировать себя будешь нужным образом, равно как и их. А для начала цель надо определить – что продавать. Бабушка, которая торгует ягодами, собранными в лесу, зеленью, выращенной на своем огороде – занимается бизнесом. Таким же бизнесом занимается владелец крупного производства, владелец крупного интернет-магазина, производитель высокотехнологичной продукции, ну ты меня понимаешь, читатель, да? Все они занимаются продажами. Даже те, кто что-то производит. Потому что произведенное надо продать, чтобы была прибыль. Поэтому, вот эту суть бизнеса надо настойчиво доносить до людей, чтобы они этому делу научились. Тогда это будет правильное обучение этому делу.

Что касается бизнеса в России, да и не только в ней, но и в других похожих странах, то тут надо еще один важный момент учесть. Чтобы им тут нормально заниматься – желательно, а на определенном уровне и необходимо обзаводиться связями с людьми в силовых структурах и власти. Это сегодня «крыша» для бизнеса, без которой он не может существовать в принципе. Нельзя создать хорошую дойную корову и не иметь в доле тех, кто следит за поляной, на которой она пасется. Задавят к чертовой матери, все отнимут, посадят, убьют, задушат налогами, но сам по себе ты существовать не сможешь. Ты меня понимаешь? Не будем сейчас вдаваться в подробности того, почему у нас так сложилась. Оно и в других странах связи нужны, но у нас это особенно важно учитывать. Главное, понимать, что такова специфика ведения бизнеса в нашей стране. Пока твоя курица несет мало яиц, на нее может и не обратят внимание. Налоги, поборы плати и работай. А вот стоит этой курице разжиреть и яички начать нести покрупнее, да почаще, так все, ты попадаешь в зону внимания тех, кто любит присваивать себе чужое, чтобы красиво жить. Чтобы они у тебя ее не отняли, тебе надо заранее позаботиться о том, чтобы установить нужные связи со смотрящими. У нас вот один бывший владелец торговой сети этого не сделал и больше он не владелец сети. Деталей мы не знаем, что там да как произошло, но то, что человек не по собственной воле расстался со своим детищем, это очевидно. Так что, без иллюзий.

Связи устанавливать – это значит делиться куском пирога. Или даже делиться самим бизнесом, чтобы он принадлежал тем, у кого его отнять невозможно, ну или очень сложно.

Что еще я хочу сказать по поводу обучения бизнесу. Я считаю, что есть силы в этом мире, которые намеренно вдалбливают людям в мозги определенные шаблоны, связанные с бизнесом, чтобы люди или не занимались им, или занимались не совсем правильно. Звучит абсурдно? Да, я сам не поклонник теорий заговора, но знаете, тут как в бодибилдинге, вроде бы простую процедуру обязательно превратят во что-то очень сложное, в некую науку, чтобы из этого извлекать выгоду, посредством обучения этой «сложной науке» других. Ну вот смотри, в том же бодибилдинге, если так посмотреть, просто ворочаешь железо, жрешь белки и химию и у тебя попрет. Чем больше химии сожрешь, тем сильнее раздуешься. Непонятно, правда, зачем, но раздуешься. Однако это слишком просто. А ведь это же бизнес. На этом надо зарабатывать. Для этого надо превратить эту простую процедуру в науку и кучу всякой хрени в нее вписать, всякие там правила, законы, тонкость, нюансы. Вот так надо на бицепс поднимать штангу, так надо с ней приседать, такую-то диету соблюдать надо, столько-то подходов делать и, блин, куча других дурацких правил. Ей богу, складывается впечатление, что человек не тело строит, а космический корабль. Ну а уж про спортивное питание и всякие там добавки, химию и говорить нечего, это вообще супер бизнище. Такие бабки в этом крутятся. Ну и фанаты железа во все это верят и спускают бабло на подобную забаву.

Вот так и бизнес усложнили, в плане его понимания. В чьих интересах, модно гадать. Но одно можно сказать точно, что из простой деятельности, суть которой сводится к продажам, из бизнеса сделали что-то архисложное, целую науку, чему надо учиться, да и не один год, и уж точно не бесплатно. Нет, я ни в коем случае не хочу сказать, что это легко. Та же торговля – это действительно наука. К людям не так просто найти подход, не так просто их чем-то заинтересовать, увлечь, приучить их к чему-то или подстроиться под уже существующие у них интересы. Всему этому действительно можно учиться всю жизнь. Но самим бизнесом можно начать заниматься очень быстро, без всяких раскачек. Самый простенький бизнес-план на коленке состряпать, чтобы просто было понятно, что и где покупать, и кому и как продавать или что создать, сделать, придумать, чему научиться и потом это кому-то продать. И затем уже перейти к действиям. Иногда и никакой первоначальный капитал для этого не требуется, не нужно идти к банкам на поклон и выпрашивать деньги, тем более под высокий процент.

Когда уловишь самую суть какого-то дела, всегда легче начать его делать. А когда тебе его до ужаса усложнят, то думаешь: «Да ну его к черту, этот бизнес! Лучше буду работать на дядю и плевать в потолок. Пусть мало денег платят, пусть нервы треплют, зато никакой ответственности, никаких там бюрократических процедур, да и людьми я управлять не умеют, в общем, не мое это». И не понимает человек, что ничего тут такого особенного нет, чтобы этого бояться. Работать на уродов-начальников и морально, и физически, и материально бывает куда сложнее, чем заниматься своим делом или даже целую систему по заработку денег создавать. И если он будет неправильно учиться бизнесу, то так и не поймет этого. И не создаст никогда свой бизнес, даже очень простой и маленький.

Автор: Александр X
Увидел ошибку в тексте? Давай исправим! Выдели ее, и нажми сюда или Ctrl + Enter