Вести бизнес без рекламы все равно, что подмигивать девушкам в полной темноте.
Стюарт Хендерсон Бритт
Как считаешь, нужны нашей стране рекламщики, пиарщики и прочие там маркетологи и манипуляторы от торговли? Люди, которые ни хрена не смыслят в торговле скажут, что они если и нужны, то в небольшом количестве, а то и вовсе не нужны. А зачем? Крестьянин и сам свой хлеб продать может, это же так «легко». Понимание большинством людей, не смыслящих в торговли, движения товаров и услуг в обществе настолько примитивно, что они не видят необходимости в существовании подобных специалистов. Типа, лишнее звено между производителями и потребителями. И при этом у них не вызывает вопросов тот факт, что сами они стремятся покупать такие вещи, которые, по их мнению, являются модными, качественными, престижными, эти люди тянутся к брендам, к тем товарам, которые считаются лучше других. Они не понимают, что вся вот эта ценность этих особенных товаров, за которую они с удовольствием платят, как раз-таки от указанных специалистов и зависит. Ну, что тут скажешь, шизофреников в нашем обществе полно, сейчас это особенно хорошо видно, когда у людей совершенно противоречивые мысли в башке одновременно пребывают. Ладно, посмотрим, что говорит рынок труда на этот счет и выгодно ли быть одним из указанных мною специалистов.
Эту статью я пишу после прочтения новости о том, что в нашей стране резко упал спрос на пиарщиков после известных событий. Уход иностранных компаний, сокращение затрат на продвижение и прочее, прочее, якобы привели к тому, что пиарщики, рекламщики и прочие толкачи товаров и услуг на хрен стали не нужны. Статистка так говорит. Так вот, как это всегда бывает, подобные статистические исследования, они не то, чтобы неправду говорили, цифры о сокращении числа данных специалистов могут быть истинными, их никто не искажает, но трактоваться они могут по-разному, в зависимости от глубины понимания человеком необходимости подобных услуг.
Во-первых, у нас не только на пиарщиков спрос упал, но и много на кого еще, в том числе и на вполне себе рабочие профессии. Проведи исследование по другим профессиям и бьюсь об заклад, там будет примерно то же самое. Я знаю это по словам людей, которых сократили или планируют сократить. Да и всегда так было. Кризис, знаешь ли, при нем многие под нож идут. А во-вторых, и это главное, спрос упал не на пиарщиков, как специалистов, а на хреновых пиарщиков, как на хреновых специалистов. Улавливаешь разницу? Большое количество фуфлометов из этой области, которые любят имитировать работу и протирать штаны, закономерно остались без работы, как совершенно бесполезные существа, коих не за что кормить. Бизнесу нужны куры, способные нести золотые яйца, да покрупнее, потому что сейчас это особенно важно. А таковыми являются не все работяги, где бы и кем-то они не работали. Вот прагматичные люди и избавляются от лишнего балласта. И это, как я уже сказал, происходит не только с рекламщиками и пиарщиками. Если и дальше такая попа в делах будет, многие потеряют работу. Ну, ты понимаешь, экономика, как деятельность созидательная, она не под всякий ум подходит. Или не всякий ум подходит под нее. Поэтому, если не получается, то люди будут терять работу, кем бы они не работали.
Давай подумаем, какова задача пиарщика, рекламщика, прочего там втиральщика, если судить о ней с точки зрения его интересов? Что-то там протолкнуть на рынок, что-то навязать людям, убедить людей что-то покупать и все такое? Нет. Это задача бизнеса, для решения которой он и нанимает пиарщика-рекламщика, хоть в штат беря такого специалиста, хоть на аутсорс постоянный это дело кидая, хоть заказывая разовые услуги в рекламных компаниях. А пиарщику-рекламщику важно продать прежде всего себя, свои услуги бизнесу. Ему надо убедить бизнес, ну там, конкретного предпринимателя, конкретное лицо, принимающее решения в бизнесе, что он способен протолкнуть, продвинуть, навязать, приукрасить и в целом продать то, что предлагает бизнес. А значит он, такой специалист, необходим. Ты понимаешь меня? Рекламщик рекламирует в первую очередь себя и свои услуги тем, кто что-то продает, чтобы работу иметь, контракт подписать, заказ получить. И вот часто так бывает, что рекламщики-пиарщики только с этой задачей и справляют успешно. Они убеждают бизнес в своей необходимости, а дальше… А дальше, дело встает. Вбуханные деньги в рекламу, пиар, продвижение, раскруту ни хрена не дают отдачи. Или дают, но очень-очень маленькую. И если в сытые времена еще как-то можно такую неэффективность себе позволить, то в кризисные, это непозволительная роскошь. Вот и гонит прозревший бизнес в шею именно таких вот, неэффективных и даже вообще порой нерезультативных пиарщиков и рекламщиков. Раз не продаете или не помогаете продавать – идите к черту. Зачем вам зарплату платить.
Я эти моменты с пустой тратой денег на рекламу и пиар хорошо знаю, потому что как консультант именно этой задачей чаще всего и занимался – изучал эффективность отдельных бизнес-процессов, преимущественно касающихся рекламы, пиара, продвижения. Я видел, сколько денег выбрасывается впустую на совершенно неэффективную рекламу, непродуманную, не адаптированную к рынку, к целевому потребителю. Не эффективнее этого может быть разве что только так называемый государственный бизнес, где вообще деньги не считают, потому что чужие деньги считать стимула нет. Сколько там миллиардов в виде проложенных труб, по которым ничего уже не будет проходить, в море осталось лежать? Понятно, что речь идет о миллиардах. Ладно, ничего страшного, бабы еще нарожают, в переносном смысле. А вот бизнесу страшно, частникам страшно, их никто чужими деньгами прикрывать не будет. Будешь тратить их неэффективно в таких условиях, ну значит просто твое дело перестанет существовать.
Так что бизнесу, просто приходится крутиться. Он и уборщиц сократит, если потребуется. Но это не значит, что труд уборщицы не нужен, в грязи жить и работать тоже не станешь. Что же касается рекламщиков и пиарщиков, то пока у нас рыночная и не полностью монополизированная экономика, то их труд будет востребован. А сейчас особенно востребован труд хороших рекламщиков и пиарщиков, которые умеют привлекать, заинтересовывать, навязывать и продвигать, а значит и продавать в сложных условиях. В сытые времена, когда людям деньги девать некуда и дурак продаст. Вон, сколько я знаю людей недалекого ума, которые себе по два дома и несколько квартир купили, лишь торгуя в сытые годы на рынке всякими вещами, начиная со строительных материалов и заканчивая всевозможной техникой и едой. Тогда все строились, ремонтировались, набивали свое жилье всяким барахлом, телевизоры во всю стену покупали, чтобы он потом им в голову срал, да и жрали в три горла. Людям деньги девать некуда было, нефть стоила дорого, миллиарды шли в страну. Вот тогда было легко продавать, потому что желающих и способных покупать было навалом. Самые последние колхозники (непрофессионалы) могули на торговле унитазами нехило подняться. И поднимались.
А вот сейчас, сейчас, друг мой, чтобы продать, надо действительно думать, скачать нестандартные решения, цепляться за любые возможности заключить сделку, а не только за те, которые легко осуществить. Сейчас, когда человек встает перед выбором, купить ли ему курицу на вечер, чтобы более или менее нормально поесть, а не только макаронами с зубами питаться, или пойти купить новый кран в ванную, потому что старый задолбал течь, либо новые ботинки купить, потому что старые текут, то именно пиарщик-рекламщик, он же думающий продавец, профессиональный торговец, может помочь человеку этот выбор сделать. Кто притянет к себе остаток денег, которые есть у людей в кошелке, тот и выживет. Все остальные – на завод. Поэтому, сейчас пиарщики и рекламщики, если они очень хорошие специалисты, профессионалы своего дела, могут стать настоящими спасителями для очень многих видов бизнеса. Они не просто нужны, они сейчас необходимы, как воздух. Если ты умеешь привлекать внимание, умеешь убеждать, договариваться, приукрашивать, расписывать достоинства и скрывать недостатки, объяснять и доказывать, заключать сделки, одним словом, умеешь продавать, да тебя с руками и ногами оторвут везде, в любом адекватном бизнесе. Только приди и спаси наш бизнес, скажут тебе, а то ни черта не продаем, план не выполняем! Как это пиарщики, рекламщики не нужны, ну как!? В более или менее рыночной экономике, это разве возможно? Да это же продавцы высокого класса, которые деньги несут в компанию. Кто вместо них будет привлекать людей, кто будет продавать, те, кто ни бе ни ме (ни кукареку) из себя не может выдавить? Да тут даже говорить не о чем. Хороший рекламщик, пиарщик, как продавец высокого класса, востребован всегда.
Ну а те протиратели штанов, пустословы и понторезы, которые лишь выглядят, как рекламщики и пиарщики, и навязывают себя всем, а сами ни хрена продавать не умеют, они сейчас лишний балласт для бизнеса. Ну как секретутки, которые могут позволить себе тупить в сытое время, а в тяжелые времена их не спасут ни открытые блузки, ни короткие юбки, потому что толку от них, как от специалистов в заявленном деле ноль. Я вот недавно попал в сети на объявление, на доске объявлений, в котором людям предлагают полный спектр миграционных услуг. Объявление выглядит очень скупо на информацию, много непонятных сокращений и сложных терминов в том немного количестве предложений, которые эти люди не поленились написать. В слове «спектр» допущена ошибка, у них оно написано «спектор». В общем, очень странное объявление. То ли непрофессионалы делали, то ли мошенники. И рассчитано оно явно на не умных людей. Я написал, задал вопросы, ответов нет. Скорее всего мошенники. И они не умеют продавать такие услуги вообще. Такие колхозники или лохотронщики явно нуждаются в хорошем пиарщике, который хотя бы более или менее привлекательный продающий текст напишет. И таких примеров море. Не умеют продавать вообще. А мы говорим о снижении потребности в рекламщиках и пиарщиках. Выкидывают тех, кого давно пора было выкинуть.
Все лишнее в бизнесе сейчас выметается, чтобы он остался на плаву. И это естественное поведение всех тех здравомыслящих предпринимателей, которые способны адаптироваться к новым условиям. Не будем забывать о том, что, согласно дарвинистским законам, выживается всегда самый приспособленный. И если твои рекламщики-пиарщики-маркетологи ни хрена не продают, потому что не умеют или даже не хотят, то на фиг они нужны. Как и все прочие специалисты, от которых нет пользы.
Хотя, конечно, они тоже не виноваты, что здесь такую экономику построили, в которой блат, взятки, кумовство, лизоблюдство важнее профессионализма. Извини меня, что будут думать молодые люди о том, как добиться успеха в этой системе, если они могут, заплатив деньги, вообще не ходить на занятия в университет, а в конце учебы прийти и забрать диплом? Они поймут, что в этой системе, кто не работает, тот ест. Ну, в данном случае, кто не учится, а взятки дает, тот будет считаться образованным. Так что, раз уж на сытый желудок мы не хотим у себя порядок в обществе наводить, тогда, возможно, вынуждены будем его навести на голодный желудок, когда инстинкт самосохранения скажет одним, что надо к себе приближать умных и способных, а не тех, кто нравится, а другим подскажет, что надо все-таки учиться чему-то, чтобы работать на результат, а не имитировать работу.