Демократия — это когда два волка и ягненок голосуют насчет обеденного меню. Свобода — это когда хорошо вооруженный ягненок оспаривает результат такого голосования.
Бенджамин Франклин
Никогда не задумывался, как на благосостоянии народа может сказаться свобода, пусть даже и относительная? Порой такую связь и не заметишь, когда живешь себе припеваючи, будучи при этом полурабом и все тебя устраивает. Сыт, одет, обут, крышу над головой имеешь, можешь развлекаться, жизнь кажется сказкой. А потом, в один прекрасный момент, ты вдруг обнаруживаешь, что у тебя ничего нет, у тебя все отняли, как и полагается, когда ты у кого-то на привязи. Тебя могут уволить, тебя могут арестовать по выдуманному делу, тебя могут задушить налогами, поборами, так что жизнь твоя превратится в ад. И ведь ты всегда жил в такой непредсказуемой среде, просто никогда не думал об этом. Ты не знал, не понимал, что жизнь может быть другой, она должна быть другой – более свободной. И тогда у тебя что-то отнять было бы значительно труднее.
Что такое свобода и как она связана с деньгами? Вот представь себе дикого волка и пса на цепи. Представь, что пес слез на время с цепи, чтобы ознакомиться с жизнью волка, а волк влез в цепь, чтобы посмотреть, какового это, служить хозяину за кость. Пес, оказавшись на свободе, в диких условиях, будет ждать каких-то команд, которые привык выполнять и ему за это два-три раза в день приносили еду. Но команд в свободной жизни нет, ты сам решаешь, что тебе делать и как, и когда. А если хочешь есть, то должен охотиться, а значит исключительно своим умом добывать себе пропитание. Но даже если псу объяснить принцип охоты, он все равно будет недоумевать, как это так, думать своей головой, рассчитывать на себя, чтобы найти пропитание. Охотиться он не привык. Волк находится в постоянном напряжении, его голова работает круглые сутки, он обдумывает все стороны своей жизни, а цепной пес так не умеет. В итоге, пес или погибнет, или обратно прибежит, вернется к своей рабской, но стабильной жизни.
Волк же, в первое время, сидя на цепи, будет просто сходить с ума. Для него такая жизнь станет адом. Он, естественно, не захочет подчиняться хозяину, за что тот будет бить его сапогами и палкой, пока не сломает его характер. Со временем волк обмякнет, если потеряет надежду на свободу. Он начнет привыкать к жизни на цепи, к пассивной, безумной жизни. И пусть ему дерьмовую порой жрачку приносят, зато за ней не надо охотиться, не надо думать, что и как лучше сделать, надо просто делать то, что скажут. Волк отупеет, а тупому свобода не нужны. Если, конечно, до этого несвобода не разорвет волку сердце, и он не погибнет вне воли. Поэтому, кстати, лучше всего с рождения волка к такой несвободе приучать, чтобы он с ней гарантированно свыкся. Тогда он и станет собакой.
А вот если посаженного на цепь волка опять вернуть в лес, а собаку снова на цепь посадить, то будет очень интересная картина. Волк может погибнуть на воле, если слишком долго просидел на цепи и условия, в которые он попадет, окажутся слишком суровыми. Потому что он разучился охотиться, разучился думать, планировать, тактику нужную выбирать. Он же только команды выполнял, сидя на цепи, для выполнения которых думать не надо. Из него из самого сделали кусок мяса – слабый и зависимый. А собака, повидавшая свободу пусть и суровую, тяжелую, в первое время голодную, но красивую, уже никогда ее не забудет, если выживет и не сможет спать спокойно. Свобода ей постоянно будет сниться. И уже никакая кость не будет так радовать, потому что свобода будет казаться лучше.
Свободные и несвободные люди создают совершенно разное качество жизни в обществе. Что может сделать свободный человек? Да практически все! Потому что он – творец! Он ничем не ограничен. Он смел, инициативен, уверен в себе, он любые идеи может реализовывать, не оглядываясь по сторонам и ничего не боясь. А на что способен несвободный человек, а попусту раб? Максимум на копирование того, что делают другие люди – свободные. Раб – это подражатель и исполнитель. Такой человек живет в страхе, не высовывается, не проявляет инициативу, не имеет своего мнения или боится его высказывать, когда он работает, за ним нужен постоянный контроль, потому что его, как толстую ленивую корову постоянно надо подгонять палкой, чтобы работал. И уж, конечно, ни о каком творчестве говорить не приходится. Ведь несвободный человек – это забитый, запуганный, подавленный человек, а страх напрочь убивает всякое творчество. Ведь творчество – это свобода мысли. А страх запирает мысль в строгие рамки – это нельзя, то нельзя, за это накажут, за другое по рукам дадут. Поэтому, когда кто-то говорит о том, что в несвободной стране система образования готовит творцов, я поражаюсь такой циничной лжи. В несвободе творца не подготовишь, по крайней мере в массовом количестве. Отдельно взятые люди, конечно, могут вырваться за границы многих ограничений, прежде всего информационные. Но это единичные случае. Если система подавляет людей, творцов в ней будет очень мало.
В общем, с несвободными людьми экономику изобилия не создать. У таких людей производительность труда гораздо ниже, чем у свободных людей, они порой и себя-то толком прокормить не могут, не то, что кого-то еще. Поэтому несвободное или недостаточно свободное общество всегда переживает какие-то экономические трудности. У него один кризис сменяется другим, постоянно какие-то кризисы. Потому что людям элементарно не позволяют в полной мере проявить себя, реализовать свой потенциал. В несвободном обществе полно людей, которые живут растительной жизнью. Они ходят на одну и ту же работу всю жизнь, пока их оттуда не выпрут, занимаются одним и тем же делом, ни к чему особо не стремятся, не рискуют. На работе они все делают преимущественно на автомате, совершенно не напрягая свою голову. А зачем? За инициативу еще и наказать могут. Или как минимум добавят тебя в черный список, как шибко активного, шибко думающего, а значит и неблагонадежного. А таких лучше куда-то засунуть, чтобы ни дай бог своей активностью не нарушили сонное царство.
А если бы ты знал, как боится прикормленный несвободный человек, что в нем перестанут нуждаться и выпрут его на улицу, как ту самую собаку, которая всю жизнь на цепи просидела. Человек вообще не привык сам о себе заботиться, чтобы справиться со своими проблемами самому. И если ты его выкинешь с насиженного места, он просто пропадет. Вот как с одним из моих родственников поступили, сказав ему: «Мы больше не нуждаемся в ваших услугах» и все, с завода его выперли, где он полжизни проработал. И он ничего не может найти не только потому, что стар, но и потому, что не привык решать такие проблемы, он столько лет жил по одному сценарию, что просто не представляет себе, как жить иначе. В своей голове он раб. Объективно, у него есть пространство для различных маневров, он во многом свободен. Но его рабская работа сузило его мышление до предела, поэтому он не способен ничего сделать, что выходит за рамки его восприятия. Живи вот теперь на одну пенсию в 17 тыс. И это еще хорошо, что он успел доработать до пенсии, некоторые не успевают. Именно поэтому народ так перепугался, когда пенсионный возраст подняли, ведь в реальном мире, не в мире чиновников, с работой даже после сорока могут возникнуть очень большие проблемы. А куча народу привыкли сидеть на цепи и вилять хвостом за кость в миске. Конечно, им страшно, если их выпрут из конуры раньше времени, без всяких гарантий. А как ты думаешь, если бы в обществе было 70-80% предпринимателей или людей, занятых в серьезном бизнес, не государственном, они были бы такими же запуганными и беззащитными? Нет. Предприниматель гораздо свободнее в своем уме. Если у него одно дело не пойдет, он на другое переключиться, на третье, он не пропадет.
В наше время сложно найти совсем уж несвободное общество. В большинстве стран мира у людей достаточно выбора того, как жить, где жить, чем заниматься, чему учиться. И практически из людей страны мира можно уехать в более благополучную страну. Правда, для этого надо постараться решить ряд вопросов, но они решаемы. Тем не менее, степень свободы везде разный. Где-то ее достаточно много, а где-то совсем мало. Да и критерии свободы у всех своих. Я вот, например, считаю, что одним из главных критериев свободы, является возможность иметь оружие, огнестрельное, разумеется. Кто бы там против него не выступал, совершенно очевидно, что человеку выгодно быть вооруженным, чтобы чувствовать себя защищенным. Если бы у нас было вооруженное общество, преступность в нем была бы значительно ниже. Человек должен иметь право защищать себя, свой дом, свою семью, свое имущество. А если с тобой в любой момент могут что угодно сделать, а правоохранители приедут только тогда, когда преступление совершится, а могут и вообще не приехать, если тебя еще не убили, ты будешь чувствовать себя никем. Просто не многие об этом задумываются, пока петух в одно место не клюнет.
Свобода слова – тоже очень важный критерий свободы. Все вещи, которые беспокоят людей, они должны без всякого страза обсуждать. Им может что-то не нравится, в действиях той же власти, а в каком обществе народ полностью доволен властью, всегда есть какие-то вопросы к ней. Все социальные проблемы должны обсуждаться, все нарушения закона, чтобы люди знали, что их услышат и на их информацию отреагируют, помогут им. А если цензурой всех задавить, тогда такой бардак может начаться и никто ничего не узнает. Это как быть слепым и глухим. В таком состоянии тоже руки опускаются, и ты уже не чувствуешь себя человеком, личностью, поэтому ты становишься апатичным, тебе уже все равно, что будет, как будет.
Если свобода и деньги так взаимосвязаны, если свободные люди могут дать обществу в тысячу раз больше, чем несвободные, если вообще свободное общество выгоднее несвободного в экономическом смысле, тогда почему в мире есть несвободные страны, где у людей нет практически никаких прав и свобод, кроме иллюзорных, почему есть страны, где правят диктаторы и тираны, подавляющие и запугивающие собственный народ? Ведь это же невыгодно. Да все очень просто – управлять свободным обществом и несвободным, рабским, это совершенно разные вещи. Это как управлять маленькой лодкой, где большого ума не надо и огромным кораблем. Поэтому, то, что выгодно экономически, является невыгодным с точки зрения управления. Ну не всякий, кто дорвется до власти, способен управлять сложной умной системой. Этот как благородные культуры разводить и сорняки. С последними особо возиться не нужно, тогда как за первыми требуется особый уход. Вот поэтому власти в некоторых странах больше всего боятся именно смелых, сильных, независимым свободных людей, готовых защищать свою свободу с оружием в руках и бороться за свои права до последнего. С такими людьми непонятно, что делать. Потому что кроме насилия власть ничего им не может предложить. А свободные люди очень требовательные. Это раб довольствуется горбушкой черного хлеба и комнатушкой два на два, потому что о большем ему даже думать не позволено. А свободному человеку нужны справедливые, качественные условия для жизни, чтобы он чувствовал себя личностью, а не мусором.
И потом, есть убежденные тираны, которые, как плохие родители, уверены, что насилие – лучший способ влияния на людей. Вот есть такие родители, которые считают, что ребенка надо воспитывать ремнем. И плевать, что он потом вырастет забитым, запуганным или озлобленным, агрессивным и скорее всего ничего существенного в жизни не добьется, главное для родителей, что им так удобно воспитывать своего ребенка, чтобы не иметь с ним проблем. Вот такой может быть и власть, убежденная в том, что людей надо не заинтересовывать, а запугивать и забивать. Какая демократия, какие права, от них сплошная головная боль. Ну и в итоге способности таких стран намного ниже, чем стран свободных.
Несвободные страны – это как призывная армия. Я всегда сравниваю контактную армию, она же профессиональная и свободная, с рабской призывной, показывая разницу между свободой и несвободой. Какая армия более эффективна? Ясен пень, контрактная, профессиональная. Тут и сравнивать нечего. Это как сравнивать профессиональных футболистов с любителями. Тот, кто не просто давно делает свое дело, но и хочет его делать, ему нравится его делать, будет давать гораздо лучший результат, чем тот, кого заставляют делать дело из-под палки. Поэтому, профессиональная армия в разы сильнее призывной. Но, профессиональную армию нужно кормить, с ней нужно считаться, у солдат должны быть права, гарантии, льготы, условия подобающие. Такие не будут рыть траншею для прокладки труб, не станут строить генеральские дачи. Такие готовы держать в руках только оружие, а не лом и лопату. И я даже больше скажу, профессионалы даже приказы обсуждают и оспаривают, а не выполняют их бездумно, как к этому приучают в рабских армиях. Приказ есть приказ – выполняй. И несвободные люди даже не допускают мысли о том, что может быть иначе. И что иначе лучше.
В общем, избитая фраза, что рабами управлять легче, она как была, так и остается актуальной. Ну и что, что с такого общества шерсти в десять раз меньше собрать можно, чем со свободного. Ну и что, что экономика всегда будет в заднице. Зато ничто не угрожает власти отдельно взятых людей, ибо рабы совершенно не организованы и запуганы. Даже если над ними начать издеваться, голодом их морить, они будут бояться что-то возразить. В бизнесе также. Когда я работал на одного совкового маразматика, убежденного коммуниста, что он только не творил, чтобы отбить у людей желание проявлять инициативу и думать самостоятельно. Он дико вредил своему бизнесу, который отнял у своего делового партнера, но ему было плевать. Он так боялся, что у него у самого все отнимут, ведь ума-то нет, что ломал любое свободомыслие. Контроль и учет, который он доверил непрофессионалам, а своим людям, у него был превознесен до небес. Ему было не столько важно, чтобы у него ничего не воровали, сколько важно, чтобы ты ничего левого за его счет не заработал. Ты ему говоришь, чтобы он дал миллиончик, чтобы вложить его в выгодное дельце, гарантируешь ему успех сделки и через пару недель возвращаешь ему миллион триста, а он сует свой нос в этот твой калым, чтобы узнать, а сколько ты себе там в карман положил. И если узнает, что ты себе соточку припрятал, то с ума сходить начинает, как же так, в обход его жадного кармана что-то прошло. И это при том, что этот калым – твоя инициатива – ты нашел клиентов, с которыми договорился о сделке, ты узнал, где взять нужный товар, ты только ресурсами этого придурка воспользовался, с его согласия, чтобы эту сделку провернуть. Ты ему дал чистыми 30% прибыли, которые еще и от налогов скрыть можно, а эта сволочь совковая думает о том, сколько ты на этом заработал.
Вот что значит человек вырос в несвободе, вот что значит быть до ужаса жадным и конечно же бояться, бояться, бояться всего, даже не понимая, чего именно ты боишься. Для таких людей чужой карман важнее своего. Такие люди боятся чужого ума, потому что не имеют своего. И поэтому этот человек душил любую инициативу, потому что не столько сам хотел заработать, сколько не хотел, чтобы заработали другие. Ему было страшно от того, что он не понимал всех тех вещей, которые ему предлагали умные люди, чтобы его же чертов бизнес приносил больше прибыли. Чем дурнее человек, тем больше он всего боится. И из-за страха совершает кучу глупых поступков. А вот умные предприниматели дают своим сотрудникам практически полную свободу действий, в пределах разумного, конечно, чтобы ты только прибыли им генерировал. Чего им бояться и в карман твой смотреть, если они получают свое и все прекрасно понимают. В бизнесе все хотят заработать. И для этого любые идеи полезны. И какая разница, кто их генерирует, главное, что они работают. Умные люди сами любят свободу действий и других в свободе не ограничивают, чтобы человек больше всего делал. Активность в бизнесе также важна, как кровь в теле. Работай, зарабатывай, пользуйся моими ресурсами, только меня не забывай обижать. Разумная позиция. Пусть курочка несет золотые яички, зачем ее душить.
Но всему виной страх. Он все разрушает, все ломает. А страх возникает из-за недоразвитости. Глупые люди всегда боятся, потому что не умеют многого и многого не понимают. Поэтому им хочется все контролировать, даже то, что контролировать не только не нужно, но и невозможно. И для этого они выбирают самый простой вариант – контроль с помощью силы, с помощью подавления, ограничений. Сам не могу летать – обрежу крылья другим, чтобы и они не летали. Недалекие люди ограничивают других в свободе, чтобы исключить различную опасность для себя. Политика, бизнес, семья, на любом уровне человека могут ограничивать в свободе из-за страха перед его активностью. Соответственно, он многого не сделает, многого не даст обществу просто потому, что ему помешают это сделать.
В человеке могут загубить любые таланты из-за страха перед ним. Общество может потерять великих творцов только потому, что оно в целом или в лице своих правителей боится талантливых людей, боится гениев и просто активных, целеустремленных людей, которые многое могут сделать, благодаря своему трудолюбию. И всему виной страх. А причиной страха является невежество. Поэтому, за любой несвободой всегда стоит чья-то глупость.
Последнее обновление: 22.02.2022