X

Вынужденная коррупция

С волками жить – по-волчьи выть.
Поговорка

Первый вопрос к тебе читатель: «Какие деньги человек с легкостью готов тратить, не считая их совсем?» Подумай. Подумал? Теперь я отвечу: чужие! Чужие деньги никогда не жалко, как и чужое имущество. Можно ими сорить, сколько влезет. Совсем другое дело, когда деньги зарабатываются потом и кровью, вот их уже жалко. Ну, дураки и такие деньги, конечно, не жалеют и сорят ими, но на то они и дураки. А в большинстве случаев, нормальным людям свои деньги жалко и они стараются тратить их с умом. Следующий вопрос: «В каком случае человек будет воровать то, что вокруг него находится?» Подумай. Подумал? Теперь я отвечаю: если все это не его? Чужое имущество, не принадлежащее нам, мы способны украсть, эта склонность присуща нам от природы, не будем кривить душой и отрицать это. А вот у себя человек красть не станет, это неразумно. Свое мы стараемся сберечь, сохранить, защититься от чужих посягательств, ибо это гарантия нашего благополучия. Этой способностью нас также наделила матушка-природа.

Ладно, идем дальше. Следующий вопрос: «До какого хозяйства человеку нет никакого дела, что там происходит, загибается оно или нет, ему все равно?» Подумай. Подумал? Думаю, ты уже догадался, каким может быть ответ. И все же я тебе скажу: до чужого хозяйства нам нет никакого дела. Плевать нам, как у других дела складываются, главное, как они складываются у нас. У соседа сарай с курами горит? А тебе-то что? Пусть горит. Если твое благополучие никак от этого не зависит, ты скушаешь дольку лимона, перед следующим общением со своим расстроенным соседом, скривишь свое личико и банальным образом посочувствуешь ему, может быть даже слезинку из себя выдавишь. Но в действительности тебе будет все равно, его беда тебя не волнует. Так ведь? А вот за свое хозяйство мы трясемся. Свое нам очень жалко. Знаешь, как у предпринимателей душа болит за их имущество, за тот же магазин, палатку, офис, за товар, который они закупили, за деньги, за все то, за счет чего они эти деньги зарабатывают? Да они все мозги готовы проесть тому же продавцу, если недосчитаются одного шурупчика во время ревизии. Свое хозяйство всегда жалко.

Ну и вот мы подошли с тобой к главному вопросу о коррупции. Он, правда, у нас будет не единственный. Представь себе, что ты руководишь какой-нибудь страной. Ну пусть у тебя не абсолютная власть в ней, ты не можешь командовать всеми и на все влиять, но все равно, ты лидер, официально ты за все отвечаешь, тебе подчиняется армия, правоохранительные органы, спецслужбы, через поставленных тобой там своих людей на управляющие должности. Ты, короче говоря, руль. И в этой твоей стране, которой ты рулишь, разными людьми на разных уровнях все разворовывается, всюду берутся взятки, нарушаются законы, необходимые дела не делают или делаются через пятую точку, короче говоря, бардак в твоем королевстве страшный. И ты при этом, не только не борешься с этим бардаком, не только не наводишь порядок в своем хозяйстве, ты еще и в этом участвуешь, и более того, ты устраняешь тех, кто с этим бардаком борется и кто хочет навести в твоем хозяйстве порядок. Ну есть такое вот положение дел в некоторых странах. Так вот, собственно, сам вопрос: «Что это за хрень такая? Как это понять?» Ты, конечно, читатель, человек башковитый и я уверен, ответ на этот вопрос у тебя есть. Ты уже понял мою логику. И если ты хорошо мыслишь логически, то из указанных выше вопросов и моих ответов на них ты выведешь и здесь разумный ответ. И все же, позволь я тебе тоже выскажу свою версию.

В своем королевстве ты так поступать не можешь, это против всякого здравого смысла. Есть только два варианта, при которых ты можешь так себя вести, именно в своем королевстве, заостряю твое внимание на этом уточнении. Первый вариант – ты ненормальный, у тебя с башкой не все в порядке, поэтому ты гадишь там, где ешь. Такое бывает. Сумасшедшие лидеры были в истории и, вероятно, всегда будут. Правда, в таком случае, возникает вопрос: «Как ты вообще получил такую власть?» Если только тебя поставили, только так. Ну об этом я позже расскажу. Или ты чокнулся потом, когда уже власть получил и тебя пока еще не убрали более здравомыслящие члены общества, над которым ты властвуешь. А второй вариант – ты ограничен в своих возможностях. Ты не можешь помешать безобразничать другим, нет у тебя достаточной для этого власти, а чтобы не остаться ни с чем, ты сам начинаешь безобразничать. Тоже воруешь, нарушаешь, взятки берешь и так далее. Ну раз другие взятки берут и воруют, значит и я буду, а то че, все при бабках и имуществе, а мне лапу сосать? Несправедливо. Так ты можешь думать. Вот только в таких случаях, будучи хозяином своего королевства, ты можешь его разорять вместе с поддаными себе же во вред. И в конечном счете ты даже не у разбитого корыта останешься, то вообще останешься без всего. Ты зарежешь курицу, которая несла тебе золотые яйца. Потому что твои собственные яйца ни к черту не годятся.

Но гораздо чаще встречаются в жизни ситуации, когда человек ведет себя так безобразно и безответственно в своем королевстве, которым он управляет, которое на самом деле не его. Он поставлен кем-то, чтобы исполнять роль управленца и потому ему нет особо никакого дела до того, как будут дела в этом хозяйстве обстоять. Сегодня он здесь главный, а завтра нет. Так чего ему из кожи вон лезть, чтобы порядок в чужом хозяйстве наводить. Куры дохнут, баранам есть нечего, прислуга тащит домой из хозяйства все, что может, да и по барабану мне. Это все не мое, чего мне об этом переживать. Я тоже кое-чего утащу, чтобы у меня что-то было. Как там поется: «Утешает лишь одно, что тащу домой зерно! Председатель, как Барбос, пол-колхоза в дом унес! А мы чо, хуже его? Тоже тырим кой-чего!»

Ну хорошо, это объясняет то, почему лидер может спокойно наблюдать за тем, что творится в его хозяйстве, за воровством, коррупцией, беззаконием и даже сам в этом участвовать. Он не настоящий лидер, а так, номинальный, фиктивный, хозяйство не его, а чужого не жалко, так что ему по фигу. Будущее его детей связано с другой страной, где как раз-таки все в порядке, по большей части. А здесь, где он временно исполняет обязанности лидера, после него, хоть потоп, плевать. Но как объяснить то, что наказывают людей, которые выступают против такого бардака, против воровства, коррупции и беззакония? А, читатель, какой я перед тобой вопросик-то поставил. Подумай.

Тут тоже на самом деле все просто. Давай-ка я проведу тут аналогию с обычным таким сельским хозяйством, с курями там, свинями и прочими делами. Так, говорят, людям лучше залетает мысля.

Вот, допустим, ты и твой сосед имеет каждый свое хозяйство. Вы разводите курей, свиней, кроликов, коров, на огороде там помидорчики, огурчики, картошечку выращиваете и так далее. А затем идете продавать все это на рынок, чтобы денег заработать. Ну и себе кое-что оставляете, чтобы было, что кушать. Ты пашешь как конь и сосед твой пашет, как конь. У тебя хорошее хозяйство и у него тоже.

На рынке покупатели и у тебя покупают что-то, и у него. Вы вроде оба хорошо зарабатываете, но в то же время, формально, вы конкуренты. И ведь всегда хочется большего, не так ли? Как было бы здорово, когда ты пришел на рынок и сидишь там один, торгуешь. Все покупают только у тебя и за ту цену, какую ты установишь. А что делать, других-то нету. А тут этот чертов сосед рядышком пристраивается с его идиотской улыбочкой и свой товар выкладывает. И люди у него его тоже покупают. Не будь этого черта, покупали бы только у тебя. А так, он и часть клиентов на себя оттягивает, и картошечка у него порой бывает покрупнее твоей, потому и берут у него, а не у тебя. А иногда он, зараза, и цену сбивает, чтобы побыстрее продать, те же яички, молочко, чтобы не испортились. Если бы не он, ты бы себе уже на большой дом заработал, машину бы хорошую купил, бабе свой шубу, на отдых бы съездил в приличное место, в общем, эх… что тут душу травить. Но что делать, хозяйство у твоего соседа мощное и работать он не ленится, па…ла. И морду ему не набить, чтобы не мешался, так как мужик он здоровый и шустрый, в обиду себя не даст. А делать что-то надо, чтобы он тебе не мешался в делах.

И вот ты приглашаешь к себе этого соседа домой, накрываешь перед ним стол, достаешь бутыль самогона и поишь его от души. Пусть жрет и пьет, сколько влезет. А потом ты говоришь ему: «Слушай, братан, а надо оно тебе, вот так постоянно вкалывать в своем хозяйстве? Ведь это ж и сажать, и полоть, и поливать, и живность кормить, ты же под вечер никакой. Может, ну ее, эту работу, забей? Ну что тебе надо – пожрать, выпить, так ведь? Ну я тебе все это дам. А ты свое хозяйство распродай, мне чего отдай, в общем, забей на него, на кой оно тебе далось. Приходи ко мне в любое время и всегда будешь накормлен, напоен, я тебе постелю и будешь спать, сколько влезет. Все ценное из своего хозяйства тащи ко мне, все это будет за тобой числиться. Поживешь спокойно у меня, без напряга, чего тебе пахать».

И рыхлый сосет соглашается на твое предложение. Он забивает болт на хозяйство, тащит все из дома к тебе, ты его поишь до усрачки, всем хорошо. Но вот беда, у него ведь есть баба, такая, с характером и с соображалкой, которая так просто за всем этим наблюдать не станет. Видя, что происходит, она закатывает скандал и ругает по чем зря своего дурня, говоря ему: «Что ты делаешь, болван, все хозяйство разваливаешь, все из дома тащишь, пропиваешь, соседу отдаешь, совсем с ума сошел». И вот идет к тебе этот сосед и говорит, так мол и так, баба ругается, нельзя, говорит, так поступать. А ты ему говоришь: «Слушай, брат, ты мужик или кто? Ты что, бабу приструнить не можешь? А ну, как рявкни, топни, грохни кулаком по столу и скажи, что будет так, как ты скажешь и точка! Бабе место на кухне! Будь мужиком!»

И лопоухий сосед идет домой, ставить свою бабу на место. Там и крик, и шум, и в початок он ей может зарядить, и прогнать из дома, чтобы дальше делать то, что делает, в общем процесс вредительства соседскому хозяйству запущен. У него уже проблемы начались, и он тебе не мешает деньги на рынке зарабатывать. Ты сидишь и руки потираешь, как же это хорошо, конкурент – дурак сам себя топит. И разумную свою бабу не только не слушает, но и наказывает, за то, что перечит ему.

Однако его баба оказалась не из числа робких, которых можно легко заткнуть. Она и родню настраивает против глупого мужа, чтобы вместе с ними его вразумить, и о вас плохо поговаривает, ведь именно к вам же он ходит самогон лакать и к вам свои ценности из дома тащит. При встрече она вам высказывает, что ты, мол, муженька моего спаиваешь, у него семья, дети, хозяйство, а ты глаза ему заливаешь. Вот как поговорю с твоей женой, мало тебе не покажется. А ты и не знаешь, что ответить ей. Оправдываешься, конечно, говоря, что к тебе идут, а ты и принимаешь, как же ты можешь отказать человеку, который тебе, как брат. Но ты вовсе не хочешь, чтобы его семье было плохо. Иначе ты ведь не скажешь.

Но ты понимаешь, что с бабой его надо что-то делать, надо как-то ее приструнить, чтобы палки в колеса не ставила. Было бы здорово ее дискредитировать в глазах мужа и родственников. Но как? Была бы она хоть на передок слабовата, можно было бы ее охмурить и тоже отыграть. Но нет, женщина она серьезная, порядочная, честная, как и полагается – заботливая жена и любящая мать, а потому за мохнатку ее не поймаешь. А значит тебе, как хитрожопому кукловоду, надо заинтересовать ее тем, что для нее важно. А важен для нее ее муженек неразумный. И ты говоришь ей: «Зинка, я помогу тебе вразумить мужа, как смогу. Он меня уважает, слушает. Я скажу, что так жить нельзя. Но ты же знаешь, он упрямый, может и не послушать. Ты приходи ко мне сегодня вечером, поговорим, как лучше поступить с ним. Подскажешь, что ему сказать.»

И вот Зинка к тебе приходит вечером, дело-то важное, надо решать проблему. А у тебя стол со всеми делами, самогон открытый, ты решил застолье устроить. Ты предлагаешь ей присесть, покушать, выпить, а потом все и обсудите. Но она отказывается, давай, говорит иди ты в задницу со своим бухлом и жрачкой, по существу давай разговаривать, у меня и так времени мало, чтобы еще гулять тут. Окей, говоришь ты, сейчас потолкуем. А ты до ее прихода позвонил еще и мужу ее, и родне, и всех к себе пригласил под разными предлогами в одно и то же время. И вот Зинка у тебя, стол накрыт, ты говоришь ей, что сейчас расскажешь свой план действий, как мужа ее вразумить. Затем, видя, что к дому твоему подходит и ее муж, и родня, открываешь им дверь, гасишь свет и обнимаешь Зинку. Свет включается, люди входят в дом и видят тебя и Зинкой обнимающегося. Она тебе по роже бьет, муж в ярости, родственники за голову хватаются, Зинка пытается объясниться, ты недоумевающе на всех смотришь, мол, она сама пришла, шо я мог сделать. Короче говоря, Зинка дискредитирована напрочь. Ну кто ее такую теперь будет слушать, ш, она и есть ш, никакого уважения.

Муженек ее, конечно, на тебя злится, с тобой же он ее застукал. Но ты ему говоришь, что ты тут вообще не причем. Ты ждал его с родственниками, хотел помочь всем, по хозяйству советы дать, всех со всеми помирить. А тут она пришла и давай на тебя кидаться. Но ты же соседа своего уважаешь, так что никогда бы даже не посмел ничего такого сделать. Ты ее откидывал от себя, а она липла. Ну и потом ты поишь его самогоном. А еще советы по его хереющему хозяйству даешь. Куры дохнут, он тебе говорит, а ты ему советуешь: «Говнецом, говнецом их побольше корми, поможет.» Кролики не плодятся, а ты советуешь: «Поменьше их корми, а то обожрутся и лень им залезать друг на друга, вот и не плодятся». Ну и все в таком духе, чтобы хозяйство у него дальше загибалось. И ты будешь в горе, потому что он будет на дне. Конкурент сам себя загубил с твоей, конечно, помощью, но все же по своей глупости и слабохарактерности. Остатки своего хозяйства он перетащит к тебе. Ты ему бабенку новую подгонишь, настоящую ш, в отличие от его порядочной жены. Она ему будет всякое нашептывать, что выгодно тебе, но невыгодно ему и его дому. Вот так ты решишь проблему с конкурентом.

Вот так и с борцами с коррупцией поступают там, где они мешают определенным силам преследовать свои интересы. Эти борцы часто даже не столько пытаются остановить беспредел, ибо это не в их силах, сколько указывают на него. Там украли, там закон нарушили, тут взятку взяли/дали, и они об этом говорят, возмущаются из-за этого, что вполне нормально для любого здравомыслящего человека. В нормальной стране таких людей будут награждать за заслуги перед отечеством, будут ставить их в пример другим людям и доплачивать им за их работу, за то, что они помогают правоохранительным органам раскрывать такие чудовищные по своим последствиям преступления, из-за которых страна несет серьезный ущерб, как от военных действий. А вот в стране, где, что называется, царь не настоящий, а поставленный внешним хозяином, естественно, все должно идти именно так, кругом все должно разворовываться, все законы должны нарушаться, чтобы хозяйство хирело, а те, кто этому мешает, должны наказываться.

Подумай, что нужно внешнему хозяину от чужого хозяйства, зачем ему коррупция и воровство в чужом доме, то бишь, в чужой стране? Чтобы она была слабой, правильно? Страна, где на всех уровнях воруют и взятки берут, сильной никогда не будет. Даже если это очень вооруженная страна. Все же продажные, кто и за что в ней будет воевать? Экономика такой страны будет чудовищно неэффективной, никакие серьезные проекты в ней никогда не реализуются. И главное, такая страна начнет культурно разлагаться, люди начнут превращаться в животных, которые думают только о том, как хапнуть и обожраться, а любая честность и порядочность воспринимается ими, как глупость и незрелость.

А вот теперь поговорим о вынужденной коррупции. Представь себе, что ты получил в такой прогнившей системе какую-то значимую должность и у тебя появилась какая-то власть. Ты видишь, как вокруг тебя все воруют и взятки берут, никто ничего полезного не делает, так, разве что по мелочи, для отвода глаз. Все эти распилы, откаты, вся вот эта животная возня повсюду, лишь бы кишку свою набить, как в прямом, так и в переносном смысле. А ты, положим, как порядочный и честный, а главное, хозяйственный человек, со своим созидательным складом ума, как белая ворона среди них всех. Тебе все говорят о том, как красиво можно деньги бюджетные украсть и образно выражаясь, пропить их, а ты думаешь, как бы что-то развить, построить, наладить, проблемы какие-то решить. Такой подход к работе будет, мягко говоря, неуместным.

И ты при этом видишь, что одного такого нормального человека, как ты, уже распознали эти демоны и решили его линчевать. В чем воры и коррупционеры обвинят честного и порядочного человека? Естественно, в нечестности и непорядочности. И в лучшем случае снимут его с должности, а в худшем, швырнут в тюрьму по сфабрикованному делу. И ты понимаешь, что с тобой поступят также, если ты себя раскроешь, именно как нормальный человек. Потому что вся система на это настроена, в ней нормальным быть нельзя. И внешний хозяин следит за тем, чтобы вот так везде и было, вся вот эта гниль должна пронизывать все значимые виды деятельности в стране. И что ты будешь делать в такой ситуации? Ты начнешь поступать также, как все остальные. Ты будешь воровать, брать взятки и нарушать закон, чтобы стать своим, и чтобы тебя нормально воспринимали. Да и чтобы просто выжить.

Внешний хозяин признает в тебе своего человека и, конечно, соберет на тебя компромат, на всякий случай, на будущее, чтобы тебя в любое время можно было убрать, как только ты станешь не нужен или вздумаешь играть в свою игру. Но сейчас он тебя трогать не станет, ибо незачем. Работай, делай то, что делают другие – вреди своей стране, делай ее слабой или держи ее в слабости, морально ее разлагай, грабь, мешай ее развитию, если оно где-то начнет появляться. Конечно, официально все будет выглядеть красиво, никакой коррупции, никакого воровства. Но народ-то будет видеть, что происходит, ведь все это отразится на его шкуре. И он будет ненавидеть и свою власть, и свою страну, и даже себя за невозможность что-либо изменить.

И ты, как лицо зависимое, вынужден так жить и работать, ты вынужден воровать и брать взятки, вынужден вредить своей стране, несмотря на свои благородные убеждения, чтобы самосохраниться и иметь возможность хоть как-то и хоть на что-то повлиять. Надо быть, как все, чтобы вообще быть. Ведь уберут тебя с твоего места, ты уже точно ничего не сможешь сделать. Вот это и есть вынужденная коррупция. Ты становишься гнидой, потому что не быть гнидой для тебя очень опасно. Ты коррупционер не по убеждениям, а по необходимости. Ты понимаешь, что в чужой дом ты вхож временно, пока ты здесь, в своем доме делаешь то, что нужно хозяину чужого дома. Ты понимаешь, что нарушив закон – украв взяв взятку, нарушив конституцию, ты себя подставишь. И в будущем тебя могут в любое время взять за жопу и кинуть на растерзание разъяренной толпе. Но то будет в будущем, если вообще будет, а тебе надо выживать сейчас. Вот ты и ведешь себя, как все. С волками жить – по-волчьи выть.

К какой стране применить вот этот расклад, о котором я рассказал, решай, дорогой мой читатель, сам. Такие страны есть и это главное, что надо понимать и помнить. Каждый, где бы он не жил, может подумать над тем, подходит ли ситуация в его доме под представленный мной сценарий или нет, чтобы понять, что на самом деле происходит.